Что если в один прекрасный день американский друг передумает? Самый глубокий страх у израильтян вызывает не отсутствие политического равновесия на Западном берегу или в секторе Газа. Иерусалим не сумел переварить сообщение о 20 миллиардах долларов, выделенных на прошлой неделе Вашингтоном на модернизацию саудовского арсенала. Это последний по времени из многочисленных и не всегда удачных "браков по расчету с противником", как здесь называют альянс между Соединенными Штатами и арабским миром. Но, поскольку речь идет о финансировании для "стабилизации Ближнего Востока", то с этим приходится мириться. Каждый, по сути, получает свою долю. В этот раз Израиль получил 30 миллиардов долларов и поддержку со стороны Белого дома - необходимый endorsement для того, чтобы продолжать идти по пути к миру с палестинским президентом Абу Мазеном (Махмудом Аббасом).
Но все меняется, когда авторитетный американский журнал Foreign Policy пишет о том, что Израиль перестал быть для дядюшки Сэма стратегическим партнером. Третий доклад об основных угрозах национальной безопасности, опубликованный в понедельник выходящим два раза в месяц изданием, которое принадлежит геополитической верхушке по ту сторону Атлантики, свидетельствует о радикальном изменении курса по сравнению всего с шестью годами назад, когда на следующий день после событий 11 сентября Джордж Буш предоставил свободу действий израильскому премьеру Ариэлю Шарону в подавлении второй интифады.
Исламский фундаментализм и его "производные" воспринимались в то время как единый фронт. Теперь наибольшую обеспокоенность у Вашингтона вызывает Кремль. По мнению 34% аналитиков, Россия Путина приняла наследие Советского Союза, восстановила важную роль, которая в эпоху после завершения холодной войны сделала СССР главным врагом Белого дома. Не то чтобы солнце вообще зашло на Святой земле, но Израиль, с 14% голосов, оказался в самой нижней части списка "ближневосточных" интересов, его опережают Пакистан (22%) и Саудовская Аравия (17%).
В Иерусалиме восприняли эту новость без восторга. Политики и министры предпочитают не комментировать. Источник в дипломатических кругах, однако, утверждает: "Мы должны понять, что происходит. До вчерашнего дня мнение о том, что Соединенные Штаты ослабляют свои позиции из-за альянса с нашим правительством, высказывали лишь отдельные представители крайне правых, как Пэт Бьюкенен, или крайне левых, как Ноам Хомски". Сегодня ситуация изменилась. Не утешает то, что большинство опрошенных изданием Foreign Policy экспертов - демократы: сильные идеи распространяются очень быстро. Новая книга "Израильское лобби и внешняя политика США" (издательство Asterios) Джона Миршеимера и Стивена Волта, двух ученых из университетов Чикаго и Гарварда, укрепляет тезис об отношениях, переживающих кризис, и распространяется по миру.
А если вашингтонские элиты убеждают себя в том, что израильско-палестинский узел является причиной исламского терроризма и глобального антиамериканизма? 51% экспертов, принимавших участие в составлении доклада Terroristic index, полагают, что урегулирование конфликта на Святой земле было бы очень важным для нанесения поражения "джихадистскому исламизму", 54% порицают твердое нежелание администрации Буша вести диалог с "Хамасом", 67% считают "весьма вероятным" то, что иранское оружие сумеет "стереть с карты" Израиль. Это, естественно, не результаты опроса, опубликованные Европейским союзом в 2003 году, в котором Израиль описывался более чем половиной опрошенных как "максимальная угроза миру в мире", но здесь, в Израиле, начинают задумываться над новой ситуацией.
"Особые отношения, которые на протяжении 40 лет связывают нас с американцами, начинают меняться", - говорит Гиди Гринштейн, бывший советник премьера Эхуда Барака и президент Reut Institute. "На протяжении всего этого времени мы разделяли ценности и интересы через деятельность еврейской общины за океаном. Сложная иракская ситуация, нарождающаяся иранская ядерная держава, война в Афганистане, новые игроки на мировой сцене - Россия, Индия, Китай - ставят Белый дом перед необходимостью противостоять многочисленным вызовам". Вряд ли Израилю удастся долгое время сохранять свой привилегированный статус. А что будет потом? Гринштейн умеет нарушать табу: "Мы должны открыться навстречу другим отношениям, возможно даже со странами, с которыми у нас в прошлом не было крепкой дружбы. Необходимо готовиться к тому, что в один прекрасный день наша удивительная история любви с Соединенными Штатами закончится".
В ожидании этого молодые люди в Тель-Авиве и в Иерусалиме гонят от себя страх и носят футболки с израильским самолетом F16 и надписью: " America don't worry, Israel is behind you" - "Америка, не тревожься, Израиль тебя прикроет".