Полеты российских стратегических бомбардировщиков в сторону США и Великобритании, запуск самолетов с единственного в стране авианосца, возвращение российского флота в Средиземное море, участие в военных учениях с Китаем и рядом стран Центральной Азии - все эти недавние проявления силы со стороны Москвы не означают возвращения холодной войны. Они свидетельствуют о желании России, ободренной новым притоком нефтяных богатств в руки правительства, вернуть себе историческую роль стратегического противовеса Вашингтону. И там, где ей не удается добиться этого в одиночку, Москва все чаще объединяется с другими странами, готовыми бросить вызов американской гегемонии в мире.
Конечно же, геополитическая вражда - явление, возникшее задолго до США и Советского Союза, еще в эпоху Римской империи. А возрождение такой конкуренции между Вашингтоном и Москвой не удивительно, учитывая то, как Россия была ослаблена в 1990-е годы, когда резко снизилось ее региональное и общемировое влияние. Но цены на нефть в 70 долларов за баррель позволили Кремлю наполнить казну и направить деньги в военную отрасль. Рост военных расходов последовал за серией шагов со стороны Вашингтона, которые дополнительно огорчили Россию: в их числе и расширение НАТО, и планы по созданию объектов ПРО в Чехии и Польше, и война в Ираке. Отчасти в ответ на это Россия недавно разместила свой титановый флаг на Северном полюсе, испытала новую баллистическую ракету, предположительно способную преодолевать пресловутый противоракетный щит Вашингтона, и заблокировала действия ООН по предоставлению Косово формальной независимости от российской союзницы Сербии.
"Россия вернулась, - говорит Клифф Купчан, эксперт по России из вашингтонской консалтинговой фирмы по вопросам политических рисков Eurasia Group. - Российская элита чувствует себя максимально свободно с 1981 года, когда я впервые побывал в стране. Эти люди устали от односторонних действий США".
Официально Вашингтон не выражает обеспокоенности недавними действиями России. "Военные по всему миру предпринимают множество различных действий, - заявил пресс-секретарь Белого дома Гордон Джондро, реагируя на известие о том, что после 15-летнего перерыва бомбардировщики российской дальней авиации возобновили патрулирование. - Для нас не стало абсолютным сюрпризом, что российские ВВС, российская армия, могут предпринять такие действия". Можно ли воспринимать происходящее как угрозу безопасности США? "Не думаю, что наших военных это беспокоит", - ответил Джондро.
Однако в американском правительстве чувствуют, что отношения с Россией пострадали из-за занятости администрации "глобальной войной с террором" и конфликтом в Ираке. "Есть старая шутка, что Вашингтон - город одного кризиса", - поясняет Ариэль Коэн, эксперт по России из консервативного вашингтонского фонда "Наследие". Кроме того, добавляет он, США долгое время неправильно оценивали характер постсоветской России. "Они полагали, что Россия окажется той же Францией, пусть побольше и похолодней, страной, которая часто раздражается и много болтает, но ничего не делает, - рассказывает Коэн. - А вместо этого Россия решила поиграть своими нефтяными мускулами и вернуться к той замечательной обстановке, откуда начинала российская элита, - к холодной войне".
По мнению Купчана, у русских есть причина досадовать. Несмотря на то, что президент Владимир Путин первым связался с Бушем по телефону после атак 11 сентября и предложил помощь, Россия почти ничего не получила за поддержку и сотрудничество в кампании против "Аль-Каиды". "Русские считают, что они первыми пришли на помощь после 11 сентября, но в результате остались ни с чем", - говорит он. "Большая часть нынешней европейской системы безопасности", объясняет эксперт, строится на "слабости России", и Москве это надоело.
Один из способов ответить на происходящее - угождать Китаю, который в годы холодной войны был стратегическим противником Москвы. Это делается с помощью Шанхайской организации сотрудничества, которая недавно провела в России военные учения с участием 6,5 тыс. солдат. Группу, которой уже шесть лет и которую иногда называют "клубом диктаторов" (в нее входят авторитарные правительства бывших республик СССР - Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана), некоторые в руководстве США рассматривают как новый вариант Варшавского договора, целью которого может быть противостояние НАТО. ШОС отказала Вашингтону в статусе наблюдателя, но при этом с удовольствием предоставила таковой Ирану. По словам Купчана, ШОС - это "зарождающийся противовес" США и НАТО. "Если сюда добавится еще и Иран, то получится нечто ужасное".