В тесных лавчонках, которыми кишит дельта китайской реки Жемчужной, изготавливаются игрушки для всего мира, и не эльфами Санта-Клауса, а полутора миллионами крестьянских девушек, которые работают сменами по 12-14 часов, вдыхая ядовитые испарения.
Длящаяся уже десять лет кампания по защите прав трудящихся оказалась бесплодной, показывает проведенное исследование.
"Рабочие китайских фабрик по изготовлению игрушек эксплуатируются еще больше, чем раньше", - говорит Мэй Вонг, представительница Азиатского центра по контролю занятости, который совместно с Гонконгским христианским производственным
комитетом обследовал положение дел в индустрии игрушек. Другой специалист, Монина Вонг, проведя исследование, отчет о котором скоро будет опубликован, заключила, что "заработки реально понизились, поскольку на рынке труда переизбыток рабочей силы. Условия немного улучшились, особенно при сверхурочных нагрузках, поскольку крупные оптовики оказывают давление на субподрядчиков".
Однако контрактная система не введена, нет профсоюзов, и рабочие никак не защищены от владельцев, которые порой удерживают часть зарплаты или даже всю ее полностью.
Китай производит 70% всех изготавливаемых в мире игрушек; доход от их экспорта, достигший ныне 7,5 млрд. долларов ежегодно, за последние восемь лет удвоился. Помимо того, Китай вывозит почти на миллиард пластиковых рождественских елок, украшений и электрогирлянд, мишуры, пластмассовых ангелов и колокольчиков, костюмов для Санты, обрамленных изображений Иисуса и библейских сцен. Гонконгские и тайваньские изготовители товаров для таких компаний, как Hasbro (торговая марка Action Man и Bob the Builder), Mattel (Барби) и Disney, соблазненные обилием, дешевизной и бесконтрольностью использования рабочей силы, перенесли свое производство в континентальный Китай.
Там зарегистрировано сейчас шесть тысяч фирм-производителей, финансируемых в основном из-за рубежа и сосредоточенных в дельте реки Жемчужной, в провинциях Гуандун и Гуанси.
"Люди, которые покупают игрушки, должны задуматься, потому что условия работы в этом секторе производства хуже, чем на других фабриках", - говорит д-р Анита Чан, эксперт по трудовым ресурсам Китая при Австрийском национальном университете.
60% занятых в этом производстве - мужчины и женщины в возрасте 17-23 лет, живущие в тесных рабочих общежитиях, до 15 человек в комнате, зарабатывающие 30 центов в час, либо на сборке, либо на раскраске - кистью или спреем. У большинства - лишь два выходных дня в неделю.
Вдыхая распыленную краску, пары клея и токсичную пыль, они губят свое здоровье, страдая от головокружения, головной боли и аллергии. Со временем это может привести к смерти. История 19-летнего Ли Чунмея, который потерял сознание на конвейере и через несколько часов умер, рассказанная в этом году газетой Washington Post, взбудоражила американские профсоюзы. Однако в дельте реки Жемчужной такие истории - не редкость. В этом году Китай принял законы о здравоохранении и безопасности производства, но специалисты говорят, что за соблюдением их уследить трудно.
Из каждых двух долларов, истраченных на производство, один уходит на менеджмент и транспортировку в Гонконг, 65 центов - на сырье. Оставшиеся 35 центов зарабатывают производители в Китае, обеспечивая производственные площади, рабочие руки и электричество.
Хотя крупные компании, включая Disney, предоставили свод требований об условиях производства, соблюдать их в Китае непросто. "Думаю, - говорит д-р Чан, - большие фабрики могли бы внедрить улучшения, но никак не мелкие субподрядчики".
По конституции 1954 г., у китайских рабочих было право на забастовку, отнятое поправками, принятыми в 1982 г. Теперь, когда Коммунистическая партия приватизирует средства производства, эксперты в области законодательства говорят, что со стороны рабочих было бы логично потребовать права на деятельность профсоюзов.