Когда религиозная полиция видит на улице женщину, которая, на ее взгляд, недостаточно плотно закрыта одеждой, или возникает подозрение, что женщина общается с мужчинами, не приходящимися ей родственниками, бедную женщину быстро ставят на место.
"Йа мутабараджа!" - кричат ей вслед. Так называют женщин, которые постыдно демонстрируют свои прелести.
В наши дни в пустынном саудовском королевстве ни одна другая группа населения не испытывает такого страстного желания изменить устои, как хорошо образованные женщины.
Главный вопрос для этих женщин заключается в том, как изменить традицию, как добиться того, чтобы отобрать у мужчин последнее слово в том, как им одеваться, куда ходить и что изучать - иными словами, во всех аспектах их жизни.
"К нам относятся как к дочерям племени, а не как к гражданам, - говорит Фавзия Абу Халед, социолог Университета короля Сауда. - Мы хотим, чтобы нас признали полноправными гражданами".
До сего момента женщины пытались добиться изменений лишь однажды, когда Ирак вторгся в Кувейт в 1990-м. Тогда в знак протеста против неписаного закона о том, что женщинам нельзя водить машину, около 40 женщин сели за руль автомобилей и выехали на дороги Эр-Рияда. Они думали, что нависшая угроза войны перевесит беспокойство традиционалистов о том, что женщина за рулем может повстречаться с чужими мужчинами.
Не тут-то было. Консервативные теологи обрушились на женщин, посмевших сесть за руль, назвав их падшими. Неписаный запрет стал законом.
Сегодня женщины - доктора, бизнесвумен, преподаватели, художницы, домохозяйки и социальные работники - думают, что у них появится больше шансов достичь успеха, если они будут действовать методами своих оппонентов, ультраконсервативных религиозных фундаменталистов. Они хотят докопаться до древних корней исламского закона, так как уверены, что эра пророка Магомета была золотым веком прав женщин.
До Магомета женщины на Аравийском полуострове считались имуществом, которое передавалось по наследству вместе с землей и скотом. По всей видимости, и сам Магомет столкнулся с немалым противодействием своего племени, когда решил изменить их статус. Однако уже после его смерти любимая жена Магомета Аиша во время войн за престолонаследие вела мужчин в бой. "Она считала, что женщина не должна оставаться в стороне, когда она видит несправедливость, - отмечает Хатун Аджвад аль-Фаси, преподавательница Университета короля Сауда. - Во времена пророка законы были простыми, прямыми и более соответствовали духу ислама. Они освободили женщин от унижения".
По словам аль-Фаси, пророк отозвался на женские страдания революционными изменениями в правах на собственность и других законах. Например, когда женщины возмутились, что слишком много сур Корана посвящено исключительно мужчинам-верующим, появилось больше сур о женщинах.
Саудовские женщины-ученые начали прочесывать исламские тексты, чтобы собрать все религиозные данные в поддержку более широких прав женщин. Они уверены, что их ждет успех. К примеру, есть данные о том, что во времена пророка Магомета женщины часто протестовали.
По мнению ученых, их усилия могут послужить основой для создания новых законов, которые не будут производными от западных.
"Традиции не священны, - подчеркивает госпожа Абу Халед, невысокая 44-летняя женщина в джинсах и теннисках, скрытых под черной робой. - Священны только Коран и Сунна". Сунна - это собрание преданий о жизни, поступках и изречениях пророка Магомета.
"Мы думаем, что у нас есть право интерпретировать эти тексты по-новому, - говорит Абу Халед. - Потому что они не должны использоваться как оружие исключения женщин из общественной жизни".
Женщин ждет долгая битва. Стоит упомянуть о правах женщин на какой-либо встрече религиозных консервативных мужчин, даже тех, кто требует более широких избирательных прав (для себя, естественно), как мужчины немедленно озвучивают возмущение желанием саудовских женщин жить как на Западе.
"Саудовские женщины отошли от правильного понимания ислама, - считает Фаваз бен Абдель Азиз, 27-летний правительственный служащий. - Ислам требует, чтобы женщина полностью закрывала свое тело, и поэтому я, как саудовский мужчина, считаю, что они не должны показывать свои лица".
Абдель Малек ат-Турейки, физиотерапевт, заходит еще дальше. "Почему все так озаботились тем, чтобы заставить женщину работать? - возмущается он. - У нее и так трудная работа - поддерживать порядок в доме, убирать, заботиться о детях и готовить для себя и для мужа".
Любые радикальные изменения в Саудовской Аравии неизбежно проистекают сверху. В 1960-х, когда король Фейсал захотел открыть женские школы, ему пришлось выступить с предупреждением в адрес противников женского образования. Не хотите давать образование своим дочерям, заставлять вас не буду, сказал он, но не смейте нападать на школы, никакого насилия я не потерплю.
Наследный принц Абдалла пообещал провести в будущем году муниципальные выборы, однако не было сказано ни слова о том, смогут ли принять в них участие женщины. Женщины считают, что, учитывая отсутствие основных прав даже у мужчин, было бы глупо надеяться на то, что женщинам позволят их "обскакать".
Однако время на их стороне. "Я не думаю, что на земле есть такая сила, которая воспрепятствует укреплению этих прав, - говорит Абу Халед. - Может быть, эти права придут не завтра и не в форме королевского указа, но они придут".