Российский президент Владимир Путин заявил о легитимности покупки государственной фирмой главного производственного подразделения ЮКОСа, так как все "сделано рыночными способами". Какими способами в данном случае? История, в ходе которой в тюрьму был посажен бывший глава ЮКОСа, а в отношении компании был проведен аудит, вылившийся в налоговые претензии на десятки миллиардов долларов, привела к аресту и принудительной продаже предприятия "Юганскнефтегаз".
Когда в последнюю минуту постановление техасского суда нарушило планы контролируемой государством монополии "Газпром" по покупке "Юганска", появилась темная лошадка, оказавшаяся единственным претендентом на покупку одного из самых ценных энергетических активов по цене гораздо ниже любых разумных оценок стоимости. Затем было объявлено, что государственная компания "Роснефть" купила эту темную лошадку. И - какое совпадение - "Роснефть" вот-вот сольется с "Газпромом".
Господин Путин, комментарии которого к этой сделке звучали, вероятно, несколько вызывающе, припомнил годы, последовавшие за крахом СССР в 1991 году: "Многие участники рынка тогда получали многомиллиардную государственную собственность" в обход существовавших законов. Так, значит, это расплата?