Президент США Барак Обама не должен переживать о том, что Иран отклонил предложенное им соглашение в ядерной сфере, которое с самого начала было непродуманным, пишет The New York Times. Ему бы следовало вздохнуть с облегчением, утверждает автор статьи Алан Дж. Куперман, директор Программы предотвращения распространения ядерного оружия Техасского университета в Остине.
По условиям сделки, Иран должен сдать России около 2600 фунтов низкообогащенного урана (около трех четвертей имеющихся у него запасов) и в следующем году получить обратно такое количество уранового топлива, которого было бы достаточно для поддержания работы исследовательского реактора в Тегеране на протяжении трех десятилетий, напоминает издание.
Однако, учитывая развитие иранской программы обогащения урана, в течение года, если не раньше, Иран почти наверняка восполнил бы и увеличил свои запасы обогащенного урана, сведя к нулю все попытки предотвращения распространения ядерного оружия.
Кроме того, Иран продолжал бы работу исследовательского реактора, с помощью которого иранские ученые обучались оружейным технологиям. К тому же избыток высокообогащенного урана, который Иран должен был получить по условиям соглашения, мог бы быть использован в его программе создания бомбы.
Тегеран отклонил это выгодное ему предложение, скорее всего, по причинам, продиктованным своей внутренней политикой, включая сфальсифицированные июньские выборы и опасения манипуляций по стороны Запада. Президент Махмуд Ахмадинежад сначала принял предложение, так как понял, что оно может помочь развитию иранской программы создания ядерной бомбы. Но его внутренние политические оппоненты, которым он пытался наклеить ярлык иностранных агентов, повлияли на решение, обвинив его в попытке отдать национальное достояние Западу. Ахмадинежад сдался под их давлением.
"Отклонение Тегераном первоначального соглашения говорит о многом. Это показывает, что Иран, по внутренним политическим причинам, не может пойти даже на временные уступки по своей ядерной программе, несмотря на инициативы и санкции. Так как мирная политика кнута и пряника не действует, а военное вторжение было бы отчаянным шагом, перед Соединенными Штатами остается один выбор: нанести военные авиаудары по ядерным объектам Ирана или смириться с тем, что Иран обзаведется ядерным оружием", - полагает автор.
"Авиаудары могли бы ослабить и сдержать иранскую программу создания бомбы ценой относительно небольших средств и малого риска, а потому их стоит предпринять. Это должны быть точечные удары, направленные по ядерным объектам, призванные напомнить Ирану о многих других ценных объектах, которые могли бы подвергнуться бомбардировке, если он додумается отплатить тем же", - утверждает автор.