"Россия и Китай кажутся совершенно разными типами государств. Россия - псевдодемократия, экономика которой зависит от экспорта природных ресурсов, Китай - однопартийное государство и промышленная супердержава. Но обе страны страдают от несбалансированности экономики", - пишет директор Центра европейских реформ Чарльз Грант в статье для The New York Times.
"Если российское государство ослабит контроль над экономикой и даст добро на более независимую судебную систему, иностранные инвестиции получат поощрение, а коррупция - отпор. Эти изменения повысят уровень производства и сферы услуг", - полагает автор статьи.
"В Китае потребление составляет только треть ВВП - половину от аналогичного показателя в Европе? Уровень инвестиций же необычайно высок", - пишет Чарльз Грант. По его мнению, банкам следует обслуживать интересы частного сектора, государственные предприятия должны менее доминировать. Как и в России, повышение уважения к законности способствовало бы сбалансированности экономики, убежден эксперт.
"В обеих странах реформам препятствуют, прежде всего, интересы власть предержащих. В России многие члены кланов, близких к президенту Путину, бизнесмены, контролирующие крупные добывающие компании, и верхушка органов госбезопасности не желают реструктуризации экономики", - рассуждает автор публикации.
В Китае многие фракции в компартии, крупнейшие государственные предприятия и элита в органах госбезопасности также привязаны к доходам и привилегиям, которыми их обеспечивает существующая система, отмечает он.
"Но, если интересы властей в России и Китае будут блокировать реформы, они нанесут урон экономическому потенциалу обеих стран. Россия без реформ крайне уязвима с точки зрения цен на нефть", - указывает автор.
Чарльз Грант приводит следующие данные: экономический рост в России уже снизился до 4% в год по сравнению с 7-8% докризисного уровня. В Китае тоже теперешняя экономическая модель достигла пределов своих возможностей: экономический рост упал с двузначных цифр до 7-8%.
"Снижение экономического роста и повышение уровня безработицы, возможно, будет способствовать росту недовольства в обеих странах. Правительства других стран БРИКС - Бразилии, Индии и ЮАР - опираются на свою легитимность благодаря относительно свободным и честным выборам. Но это не относится ни к Китаю, ни к России - несмотря на истинную популярность Путина", - пишет Грант.
Запад должен надеяться на то, что лидеры России и Китая проявят достаточно смелости, чтобы потеснить интересы правящих верхушек и все-таки провести серьезные реформы. Иначе в обеих странах рост будет меньше возможного, что, вероятно, приведет к более жесткому национализму, делает вывод автор статьи.