Михаил Ходорковский заочно арестован и объявлен в международный розыск. В 2016 году состоятся парламентские выборы, и угроза в адрес Ходорковского - это предостережение, что все, кто пересечет запретные линии, установленные властями, наткнутся на "встречный ветер", комментирует корреспондент El Mundo Хавьер Колас.
"Следственный комитет проводит в окружении Ходорковского в России расследование в связи с убийством, а также в связи с приватизацией предприятия "Апатит". В обоих случаях преступления восходят к временам 10-летней давности. Однако новые доказательства случайно всплыли только сейчас, когда Ходорковский, похоже, забыл о своем обещании больше не лезть в политику", - говорится в статье.
В этом году российская оппозиция потеряла Бориса Немцова - одного из самых харизматичных своих деятелей. Для участия в выборах таких фигур, как Илья Яшин и Алексей Навальный, есть препоны (юридические препятствия или судебные процессы).
"Мало того, российская судебная машина сделала, как считают многие, громкое предостережение всем, кто захочет финансировать диссидентские движения", - продолжает автор, упоминая об обысках в офисах "Открытой России" и на квартирах сотрудников этой организации.
"Четыре года назад началось то, что казалось "снежной революцией". Но, несмотря на вторжение протестов в политические дебаты, рычаги управления страной остаются в руках президента и его ближайшего окружения, а противовесов не существует", - констатирует автор.
"Я знаю представителей элиты, выходцев из КГБ. Они не сумасшедшие, с ними возможен разговор по существу", - говорит в интервью писательница Наталья Антонова. Но, "конечно, у них определенный тип мышления: "Если ослабить гайки, вся система рухнет".
Аналитик Дмитрий Орешкин полагает: деятельность СКР - знак, что Кремль намерен "держать в узде всех - и оппозицию, и остальные силовые ведомства - возможно, за исключением ФСБ".
Убийство Немцова побудило тысячи людей выйти на улицы. Но с тех пор внепарламентская оппозиция почти ни разу не сумела досадить элите ни на улице, ни на региональных выборах, говорится в статье.
Однако Антонова указывает, что теперь возникло недовольство в кругах элиты ("верхи страдают от санкций и боятся за свою недвижимость на Западе"), а эстафету протестов в 2016-м могут подхватить низы, поскольку экономика находится в тяжелом положении.