Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 февраля 2011 г.

Бернар Гетта | Libération

Французская дипломатия: последняя стадия

Французская внешняя политика страдает от гораздо более серьезных недугов, нежели недавние постыдные разоблачения отпусков министров и назначение некомпетентного посла в Тунис, пишет Libération. Истинная проблема, по мнению обозревателя Бернара Гетта, заключается в том, что "Франция до сих пор не оправилась от развала Советского Союза". "Во времена СССР, когда мир был поделен на два блока, генерал де Голль сумел выработать внешнюю политику, придававшую Франции больший вес, чем она имела на самом деле", - пишет журналист. Установив привилегированные отношения с Россией, она стала третьей великой среди двух сверхдержав и заняла особое место в Центральной Европе; признав коммунистический режим в Китае, она раньше других укрепила свои позиции в этой стране; защищая права палестинцев в ту эпоху, она завоевала огромную популярность в арабском мире. Тогда голос Франции был слышен повсюду, а Соединенные Штаты были вынуждены с ней считаться. "Такую выгодную со всех точек зрения политику национальной независимости продолжали Жорж Помпиду, Валери Жискар д'Эстен и Франсуа Миттеран, но как только прекратили свое существование два блока, между которыми можно разыграть карту, Франция утратила возможность сохранения своей исключительности", - признает Гетта.

"С распадом СССР голлистская дипломатия устарела. Постсоветской России больше не нужна была Франция. Освобожденная Центральная Европа с презрением относилась к французскому антиамериканизму. Франция утратила позиции на всех фронтах, тем временем Китай и США установили конфликтные, но привилегированные отношения, а оказавшиеся после объединения в центре Европы немцы отняли у французов политическое лидерство внутри Евросоюза, став ведущими партнерами Кремля и центральноевропейских столиц", - пишет издание.

Николя Саркози, настроенный "порвать" с устаревшей дипломатией, из-за своих правых и глубоко пронатовских взглядов даже не пытался найти для Франции какое-то особое место: "за головокружительно короткое время он просто порвал со всем, что оставалось от голлистской исключительности", - отмечает газета.

"Дело не только в том, что Франция лишилась собственного лица на международной арене, а американцы перестали с ней считаться. Гораздо хуже, что Франция не поняла размах, который приняло тунисское землетрясение. Хотя арабская весна перетасовала все карты в Магрибе и Машреке и дала ей шанс занять привилегированное место на юге и востоке Средиземноморья, она упустила историческую возможность утвердиться в новой сфере влияния, потому что ранее она отказалась от своей арабской политики как раз тогда, когда она могла принести плоды", - подчеркивает автор статьи.

Мимоходом Саркози поссорил Францию и Турцию, хлопнув у нее перед носом европейской дверью исключительно из внутриполитических соображений. "Он превратил могущественного и влиятельного друга во вместилище злобы, а теперь хочет разжечь страх перед исламом, чтобы быть переизбранным, хотя даже в мусульманском мире исламизм уже уступает место поколениям, заявляющим о своей приверженности ценностям, право собственности на которые предъявляет Европа. Если этой электоральной стратегии не положить конец, французская дипломатия еще долго не сможет прийти в себя", - заключает автор.

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru