"Русский алюминий", второй производитель алюминия в мире, против которого в США выдвинут иск на сумму $2,7, собирается обратиться в суд с просьбой снять обвинения. Компания подозревается в совершеннии убийств, мошенничестве и коорупции.
Глава "Русский алюминий" Олег Дерипаска и один из консультантов компании Константин Ремчуков заявили, что обвинения являются необоснованными и в любом случае находятся вне юрисдикции американского суда.
Дело было возбуждено в декабре прошлого года тремя компаниями, занимающимися торговлей металлами - Base Metal Trading SA, Base Metal Trading Ltd и Alucoal - которые действовали на основании "Акта о коррумпированных и занимающихся вымогательством организациях".
По словам Дерипаски иск не нанес никакого экономического или финансового ущерба компании. Ни один из клиентов не отказался от закупок, ни один из 12 банков группы не отозвал кредиты.
Однако Дерипаска столкнулся с личными проблемами. Мировой экономический форум - швейцарская организация, способствующая развитию международных политических и деловых контактов на самом высоком уровне - отменило высланное ему ранее приглашение посетить свое ежегодное собрание, которое пройдет на этой неделе в Давосе.
Ремчуков заявил, что в МЭФ ему сообщили, что приглашение было отозвано в связи с "правовыми проблемами2 Дерипаски. Ремчуков считает, что "причина возмутительна".
МЭФ сообщил, что действует в интересах своих членов. Чарльз МакЛин, директор по связям, заявил, что форум не делает никаких выводов до суда. "Нет никаких причин усложнять ситуацию", - подчеркнул он.
Иск появился в тот момент, когда шла жестокая борьба за контроль над российской алюминиевой промышленностью, в результате которой "Русский алюминий" занял господствующее положение, захватив 75% рынка. Истцы утверждают, что потеряли ценные контракты, после того, как Новокузнецкий алюминиевый завод (НКАЗ), расположенный в Кемеровской области, был объявлен банкротом, что произошло в январе прошлого года. Завод был поглощен "Сибирским алюминием", холдингом, во главе которого стоит Дерипаска, который позднее объединился с алюминиевыми активами нефтяной компании "Сибнефть", в результате чего возник "Русский алюминий".
Ответчиками по иску являются Дерипаска и его деловой партнер Михаил Черной. Торговые компании требуют возмещения $900 млн, потерянных ими в результате банкротства, но поскольку по американским законам убытки, причиной которых является организованная преступная деятельность, могут быть возмещены в троекратном размере, компании требуют $2,7 млрд.
В иске утверждается, что Черной с помощью вымогательства получил от НКАЗа миллионы долларов, а потом вступил в преступный сговор с Дерипаской и принудил завод к банкротству.
Три компании не раскрывают имен своих собственников, опасаясь возмездия. "Русский алюминий" утверждает, что все они связаны с "Микомом", бывшей управляющей компанией НКАЗа, и ее главой Михаилой Живило. В прошлом году Живило было предъявлено обвинение в покушении на убийство губернатора Кемеровской области, на его имя выписан международный ордер на арест.
"Русский алюминий" нанял в качестве своего адвоката "Morvillo, Ambramovitz, Grant, Iason and Silberberg", американскую юридическую компанию с большим опытом в области дел о коррупции. Группа пытается добиться закрытия дела до суда на том основании, что оно основано исключительно на "слухах в СМИ, спекуляциях неинформированных лиц и чистой воды измышлениях" без каких-либо документальных подтверждений.
Дело было возбуждено в очень сложный момент - российские ведомства, контролирующие конкуренцию, еще не подтвердили законность слияний, посредством которых был создан "Русский алюминий".
Тридцатидвухлетний Дерипаска контролирует одни из крупнейших российских бизнес-империй, в том числе волжский автомобилестроительный завод, предприятие, занимающееся производством автобусов, угольные, электроэнергетические и металлургические предприятия. В 1991 г. он создал одну из первых российских торговых компаний, которая устанавливала связи между промышленными предприятиями в момент развала советской командно-административной экономики.
В 1992-94 гг.он был среди тех предпринимателей, которым удалось завладеть большим количеством приватизационных ваучеров и с помощью них получить контроль над промышленными активами. Дерипаска заявил, что в отличие от многих новых состоятельных россиян он не тратил деньги на "Мерседесы" и и виллы на Лазурном берегу, а сконцентрировал свои усилия на расширении бизнеса. Ремчуков подчеркнул: "Те, кто поняли [систему ваучеров], сколотили себе состояния. Многие прокутили свои деньги. Олег Дерипаска этого не сделал".