Недавнее решение российского Высшего Арбитражного суда о ликвидации национального телеканала ТВ-6 называют концом для крупномасштабной независимой тележурналистики в России. Истина же одновременно и менее, и - потенциально - более драматична. В России существует живая, огромная сеть местных и региональных телеканалов; свободное слово транслируется не только из Москвы. Однако удар по национальным телеканалам может иметь серьезные последствия для региональной журналистики, которая, например, рискует вернуться к самоцензуре, характерной для советских десятилетий.
В девяностые годы шла яростная борьба между лицами, которых стали называть "олигархами". В 1996 году медиа-магнаты Владимир Гусинский и Борис Березовский создали картель, чтобы переизбрать президента Бориса Ельцина. Новая элита, ставленники президента Владимира Путина, заставили бежать из страны обоих медиа-магнатов. Конечно, постепенно они теряют и свои медиа-империи.
В прошлом году газовый гигант "Газпром" захватил "Медиа-Мост" Гусинского (холдинговую компанию, которая контролирует национальный канал НТВ и региональный канал ТНТ). Многие журналисты НТВ, критиковавшие Путина, укрылись на ТВ-6. После этого крупнейшая нефтяная компания "ЛУКойл" смогла добиться судебного решения о ликвидации ТВ-6; лицензия на вещание будет выставлена на продажу в мае.
Телекомпании, работающие за пределами Москвы, как правило не страдают от подобного агрессивного вмешательства, хотя после налета "Газпрома" на "Медиа-Мост" произошло несколько подобных инцидентов, самый яркий - в Липецке. За последние десять лет появилось около 600 региональных телеканалов. Их профессионализм растет, они расширяются и - для страны, охватывающей 11 часовых поясов - становятся незаменимым источником информации, представляя альтернативу официальной линии. Большинство региональных телеканалов не контролируются государством.
По данным члена руководства ТВ-6 Павла Корчагина сеть вещания компании включает в себя 156 региональных телеканалов во всех крупных городах России, охватывая свыше 80 млн. телезрителей. Большинство региональных партнеров заключили с ТВ-6 контракты. Это означает, что помимо местных программ - по большей части вечерних новостей и утренних развлекательных программ - они транслируют продукцию ТВ-6. 10 региональных телеканалов - дочерние предприятия ТВ-6, в которых материнская компания владеет контрольным пакетом акций.
Ликвидация материнской компании и отзыв ее лицензии на трансляцию - это сильный удар по дочерним каналам. Об этом можно судить по опыту канала ТНТ, который вместе с НТВ подвергся атаке правительства. В сеть ТНТ входит более 100 региональных телеканалов в 582 больших и малых городах России, у канала более 75 млн. зрителей. В 11 региональных телекомпаниях ТНТ владеет контрольным пакетом акций. В апреле материнская компания ТНТ была захвачена "Газпромом", и с тех пор отношения московского канала с региональными партнерами становятся все более сложными. К концу 2001 году около 30 дочерних компаний ТНТ попросили "Газпром" и Путина дать им возможность выйти из сети.
Основные причины связаны с экономикой - плохое управление, скучные программы, и в результате - отсутствие зрителей, недостаток рекламы, низкие доходы. Каналы перестают быть прибыльными. Однако есть и политические проблемы. Региональные каналы не хотят, чтобы их политику определял Кремль. Во многом потому, что Кремль дает местным властям сигнал, что они могут запугивать руководство телеканалов и манипулировать телеканалами по своему усмотрению. Кроме того, многие региональные журналисты делают вывод, что в будущем было бы разумнее учитывать интересы политического руководства и владельцев, а не делать репортажи по собственной инициативе. Воссоздание самоцензуры в российской журналистике будет, видимо, самым разрушительным последствием событий последнего года. Избавиться от него будет невероятно сложно.
Администрация Путина могла бы сделать очень многое для российской демократии, позаботившись о том, чтобы ее битва с медиа-олигархами не привела к разрушению крепкой и разнообразной региональной системы. Если не уделить этому внимания сейчас, на ее восстановление уйдут годы.