В Израиле есть люди, которые не вздрогнут, если завтра на палестинских выборах одержат победу представители "Хамас". Эта часть населения думает так же, как Гади Тауб - молодой писатель и профессор по коммуникациям Еврейского университета в Иерусалиме. На эту прагматичную часть общественности не производит впечатления свирепое лицо противника, его рычание, его зеленые повязки на лбу и клятвы в вечной ненависти: "Сильное правительство, возглавляемое "Хамас", лучше анархии", - говорит и пишет 40-летний Гади Тауб, автор очерков и новелл для молодежи, сотрудник газеты Maariv и, вероятно, хороший шахматист. "Хамас" как альтернатива предпочтительнее других альтернатив", - подтверждает он.
- Вы прогнозируете такой итог?
- Нет. Первый вариант, самый предпочтительный, - формирование прочной и умеренной палестинской администрации, как при Абу Мазене. Я не говорю, что я выступаю за победу "Хамас", но ведь имеется и третий сценарий: хаос, и с этим хаосом администрация не справится. Это самый худший сценарий, который я могу себе представить. Надеюсь, что палестинцы не окажутся в ситуации, которую пережили ливанцы. Ради их и нашего блага.
- Согласен, что это справедливо для них, но почему и для Израиля?
- Я знаю, что "Хамас" - антисемитская экстремистская организация и оплот терроризма. Знаю, что она не признает права Израиля на существование. Если "Хамас" возьмет власть, то будет продолжать не признавать де-юре, но будет вынужден это делать де-факто. "Хамас" не сможет вести себя как оппозиция и в то же самое время управлять. Движение "Хамас", которое мечтает и говорит, что хочет сбросить всех евреев в море, будет вынуждено стать более реалистичным и менее утопичным.
- "Хамас" может расколоться.
- Это было бы очень плохо, ибо чревато анархией - худшим из вариантов. Между тем я думаю, что это будет сильное правительство, способное контролировать экстремистов и распустить нелегальные военные группировки, как сделал Давид Бен-Гурион при основании государства Израиль. Политолог Макс Вебер говорил, что государство обладает монополией законного применения насилия. Если существуют частные армии, это означает, что государства нет. И основной задачей является создание палестинцами своего государства.
- Вы можете представить министра "Хамас" на переговорах с Ципи Ливни, министром иностранных дел Израиля, или любым другим европейским или американским коллегой?
- Это будет их проблемой. Если люди "Хамас" будут в правительстве, они не смогут не признавать своих собеседников.
- И Израиль может их признать?
- Израиль продвигается в более разумном направлении. Мы нуждаемся в сильном собеседнике, даже если он нам не нравится, чтобы можно было вести переговоры.