В этой истории речь идет главным образом о камне. Высказывается идея о том, что британские шпионы контактировали с российскими агентами, подходя к замаскированному под камень передатчику, лежащему на заснеженной московской площади, и передавая на него информацию. А затем один из шпионов якобы взял этот камень и унес с собой. Настоящая комедия.
В голове возникает вопрос: может, шпионам совсем нечем заняться по окончании холодной войны, раз они придумывают такие фантастические вещи? Без сомнения, "говорящий камень" - электронная версия старого "мертвого почтового ящика" - это очень остроумный способ обмена информацией между людьми, не желающими встречаться лицом к лицу.
Трудно поверить в то, что нет более совершенных технологий и такого устройства для обмена информацией, которое было бы не так легко обнаружить. Ведь вышеупомянутому передатчику для нормальной работы наверняка требовалось техническое обслуживание специалистов, и им приходилось лично наведываться к передатчику. Кроме того, сегодня Россия является такой прозрачной, как никогда раньше, и шпионить здесь легко как никогда - или же делать "коммерческие предложения". Любые виды государственной собственности, а также информация всех видов может быть продана. На прошлой неделе госсекретарь Соединенных Штатов Кондолиза Райс объявила о том, что США сокращают персонал своих посольств в Европе, и посольство в Москве, судя по всему, находится на верхней строчке этого списка.
Но как бы глупо ни выглядели телодвижения британцев в Москве, какие им приписывают, у российских обвинений в адрес представителей Великобритании есть более серьезная сторона. Эти обвинения стали еще одним агрессивным шагом президента Путина, и нам следует быть готовыми к тому, что на многие годы подобные агрессивные шаги станут характерной чертой.
Из всех этих обвинений в шпионаже самые неприятные последствия может иметь тот факт, что Великобритания оказывает поддержку российским правозащитным организациям. Денежные суммы, которые Великобритания им выделяет, большими не назовешь. Российское государственное телевидение обвинило британское посольство в том, что оно перечислило 23 тыс. фунтов Московской Хельсинкской группе - ведущей правозащитной организации, которая постоянно критикует Путина.
Британское министерство иностранных дел и по делам Содружества заявило, что оно действительно оказывает поддержку правозащитным организациям, но она осуществляется открыто и без каких-либо нарушений. Московская Хельсинкская группа утверждает, что после 2004 года она не получала какой-либо финансовой помощи от Великобритании, а все жалобы со стороны России - лишь предлог для того, чтобы приструнить подобные организации. Безусловно, это так и есть. Из всех шагов Путина, оборвавших надежду на то, что Россия будет продвигаться по пути демократии, атака на правозащитные группы стала худшим шагом.
В конце прошлого года Путин подписал новый закон, накладывающий жесткие ограничения на финансирование и работу НПО. Мотивы, по которым Путин это сделал, легко понять. После революций на Украине, в Грузии и Киргизии Москва подозревает, что именно организации, ратующие за поддержку демократии, привели к власти лидеров оппозиции.
Никто не стал чинить Путину никаких препятствий, когда к России перешли полномочия председателя "большой восьмерки" индустриально развитых демократических держав. Символический смысл этого очевиден - Путин не пытается сделать Россию демократической страной, но в то же время он имеет иммунитет от давления со стороны западных лидеров. Что должны делать Соединенные Штаты и Европа в этой ситуации?
Они должны поднимать несколько вопросов, которые вызывают самое большое беспокойство Запада: Иран, нефть и газ, проблема Чечни, где кровавые манипуляции, которые Россия совершает тяжелой рукой, приводят к продолжению войны.
Эти вопросы стоят того, чтобы иметь тяжелый разговор - и даже конфликт. Но стоит ли того упоминание о 20 тыс. фунтах и "говорящем камне"? Если Путин решит сделать это поводом для большой конфронтации, будет очевидным его желание переместить отношения с Европой на новую ступень похолодания.