Упрямый Буш вчера призвал конгресс США поддержать его план по Ираку, суть которого заключается в отправке дополнительно 21,5 тыс. военнослужащих, ускорении перевооружения и подготовке иракских сил. Находясь на трибуне бок о бок с Нэнси Пелоси, президент посвятил конфликту половину своего седьмого обращения к нации - и первого в условиях, когда обе палаты парламента находятся в руках демократов. Буш заявил, что "для спасения своего народа от терроризма Америка должна и может победить" и что его новый курс "является единственным способом достижения цели". Этим призывом и предложением сформировать двухпартийный консультативный парламентский совет президент попытался сорвать пацифистский всплеск разъяренной оппозиции и мятеж республиканцев: через несколько месяцев обстановка в Ираке улучшится, заявил он, дайте время, и вы увидите. Буш также выдвинул "смелые домашние инициативы", как назвал их Белый дом: от сокращения за 10 лет потребления бензина на 20% до развития альтернативных источников энергии для борьбы с парниковым эффектом.
Комментарии Белого дома, прозвучавшие из уст президента в 21:00 по местному времени (в Италии было 3 часа ночи), имели двойную цель: с одной стороны, успокоить Америку, которая не потерпит поражения в Ираке, и с другой - сместить внимание с этой проблемы на внутренние вопросы, в том числе проблемы окружающей среды, здравоохранения, иммиграции и образования. Но, судя по реакции как демократов, так и республиканцев, Белому дому не удалось добиться желаемого успеха. На протяжении всего дня конгресс обсуждал Ирак. Сегодня сенатская комиссия по иностранным делам попытается свести воедино два предложения, направленные на блокирование отправки дополнительных войск в Ирак: первое поступило от левых, по инициативе сенаторов Джозефа Байдена и Карла Левина, а также мятежного Чака Хейгеля, второе - от правых под предводительством сенатора Джека Уорнера.
Самым важным событием в часы, предшествовавшие выступлению Буша, стало заслушивание в сенате Дэвида Петреуса, генерала, который возглавит операции в Ираке. Петреус назвал ситуацию "катастрофической, но не безнадежной", предупредил, что не может "гарантировать успех", и пообещал "первые результаты в конце лета". "Прибытие наших войск может быть прекращено, если иракское правительство не будет выполнять своих обязательств".
Джордж Буш выглядел на этом своем самом тяжелом мероприятии как "хромая утка" - президент с рекордно низким рейтингом, разыгрывающий экологическую карту, малоубедительный "зеленый". Как пишет Washington Post, лишь Гарри Трумэн в 1952 году, на пике войны в Корее, и Ричард Никсон в 1974 году, в разгар "Уотергейта", который стоил ему потери Белого дома, произносили обращение к нации, переживая период самой серьезной слабости.
Популярность Буша в 2003 году была на уровне 83%, сегодня она опустилась до 33%; по Ираку в настоящее время против него выступают 70% американцев; на 59% можно быть уверенными, что конгресс может отвергнуть его план войны. Сегодня станет понятно, осознал ли президент, который никого не слушает, что американское присутствие в Багдаде и его место в истории, по мнению общественности, выглядят небезупречно.