Во вторник российский Верховный суд оставил в силе постановление низшей судебной инстанции, согласно которому было закрыто Общество российско-чеченской дружбы, финансируемая Западом организация, не согласная с кремлевской интерпретацией событий в ходе продолжающегося конфликта в Чечне.
Руководство общества назвало решение суда пугающим примером того, как власти используют недавно утвержденный закон о неправительственных организациях для сокрушения активизма, который сталкивается с официальной политикой. У этого общества в Чечне, республике на юге России, была сеть корреспондентов и активистов, сообщавших о нарушениях прав человека российскими силами и их чеченскими союзниками.
Оксана Челышева, один из лидеров организации, пообещала бороться с этим решением. "Мы собираемся передать наше дело в Европейский суд по правам человека и, возможно, в наш Конституционный суд".
В феврале прошлого года Станислава Дмитриевского, сопредседателя общества, осудили за разжигание расовой ненависти за публикацию в бюллетене заявления Аслана Масхадова, чеченского сепаратистского лидера, призывавшего к переговорам для окончания чеченского конфликта. Еще одним опубликованным заявлением, на которое ссылалось обвинение, был комментарий, в котором живущий в Лондоне чеченский сепаратист Ахмед Закаев критиковал Кремль.
Масхадов, который, по словам местных чиновников, был причастен к резне в бесланской школе на юге России в 2004 году, когда погиб 331 человек, включая 186 детей, был убит российскими силами в марте 2005 года. После этого общество в своем ежемесячном бюллетене "Правозащита" опубликовало портрет сепаратиста в черной траурной рамке. Это решение возмутило российских чиновников и вызвало удивление других российских правозащитников.
Суд Нижнего Новгорода, примерно в 250 милях к востоку от Москвы, где находится Общество российско-чеченской дружбы, дал Дмитриевскому два года условно.
Закон об НПО, подписанный президентом Владимиром Путиным в январе 2006 года, объявляет незаконным включение в такие организации людей, осужденных за экстремизм, в качестве лидеров или простых членов.
Позднее Общество российско-чеченской дружбы подвергалось судебному преследованию за то, что Дмитриевского не исключили из правления и не лишили членства. Более того, общество должно было публично осудить Дмитриевского в течение пяти дней после приговора суда, однако отказалось это сделать.
Судебное наступление на организацию вызвало протесты в Западной Европе и США. В этом месяце группа западных политиков и интеллектуалов написала открытое письмо Путину, попросив его позволить организации продолжить работу.
"Ни публикация заявлений сепаратистских лидеров, ни содержание самих заявлений в большинстве западных стран не были бы сочтены экстремистскими", независимо от того, насколько непопулярна их борьба, говорилось в письме, подписанном, в том числе, членами Европейского парламента.
"Более того, поток действительно экстремистского материала, который почти ежедневно появляется в российских СМИ и который российская прокуратура никак не комментирует, дает понять, что закон применяется выборочно для того, чтобы заставить общество замолчать".
Общество российско-чеченской дружбы почти целиком финансировалось Европейским союзом, государственным американским Национальным фондом за демократию и норвежским министерством иностранных дел.
Челышева заявила, что ее организация попробует работать в России в иной форме.