В Европе, если Европейский центральный банк (ЕЦБ) не снизит ставки, их должны будут снизить правительства? "Слишком рано говорить о том, стоит ли и вам стимулировать экономику через государственный бюджет", - отвечает Лари Саммерс, бывший министр финансов при Билле Клинтоне, который в Соединенных Штатах был первым, кто предложил пакет снижения налогов, чтобы отреагировать на кризис. "Слишком рано,- поясняет он, - потому что в отношении банковской системы Америки уже многое прояснилось, а у вас пока нет".
Саммерс удаляется в коридоры форума в Давосе, частной конференции, которая каждый год собирает руководителей мировой экономики, отвечая тревожным "быть может" на вопрос, могут ли и на этом берегу Атлантики проявиться дополнительные проблемы, которые усугубят кризис. Многие из присутствующих полагают, что европейские власти пока еще лишь рассуждают, насколько тяжелыми могут быть последствия американских бед. Однако это не всегда равнозначно критике решений ЕЦБ. Напротив, Кеннет Рогофф, один из самых известных американских экономистов, бывший глава исследовательского отдела МВФ, горячо защищает Жан-Клода Трише. "ЕЦБ прекрасно делает, что держит свой порох сухим до того момента, когда его надо будет использовать. У вас, в Европе, есть большое преимущество: ЕЦБ сумел сохранить свою репутацию безупречной. Напротив, у нас в Соединенных Штатах большая проблема: репутация Федерального резервного фонда запятнана". Запятнана потому, что Центральный банк США осуществлял недостаточный контроль раньше, и потому, что в прошлом слишком долго держал ставки низкими.
Каким конкретно может быть риск, объясняет Джозеф Стиглиц, экономист, который обрел мировую славу своей критикой глобализации. "Решение, принятое позавчера, правильное, но Федеральный резервный банк должен был многое сделать раньше, а ничего не сделал. Сегодня риск заключается в невозможности дальнейшего снижения ставок, насколько это необходимо, потому что может быть утрачен контроль над долгосрочными ставками, которые рынок может поднять из страха перед инфляцией". То, чего опасается Стиглиц, - настоящий кошмар для центральных банков: если в их обязательства по борьбе с инфляцией перестанут верить, то краткосрочным низким ставкам будут соответствовать долгосрочные очень высокие ставки, что идет на пользу только банкам, но наносит ущерб всей остальной экономике. Быть может, не стоит так сильно жаловаться на Европейский центробанк; даже экс-министр Доменико Синискалько, который в настоящее время является вице-президентом Европейского отделения инвестиционного банка Morgan Stanley, думает, что все протекает нормально в этом "кризисе, отличающемся от других подобных за последние 20 лет, потому что это кризис семей, это кризис расходов, кризис финансовой системы".
По традиции, на форуме в Давосе почти всегда с оптимизмом говорили об экономике. "Конструктивную" обеспокоенность продолжают вызывать климат, бедные страны, образование, борьба с болезнями, но на нынешнем форуме доминирует пессимизм. В ходе дискуссий первого дня вышли на сцену пессимисты с их извечным "Я давно предупреждал". Прежде всего это Стивен Роуч, экс-глава исследовательского отдела Morgan Stanley, предрекавший рецессию уже с 2001 года, и Нуриэль Рубини из Нью-Йоркского университета, прогнозировавший этот кризис на протяжении полутора лет.
Роуч обвиняет Центральный банк США в "безответственном" поведении, потому что "вместо того, чтобы предотвращать необоснованную скупку ценных бумаг, он пытается возместить ущерб от этих операций апостериорно", при этом существует риск, что резкое падение ставок приведет к новым нежелательным ситуациям. Рубини утверждает, что "рецессия в США будет глубокой и продлится, по меньшей мере, год". Оба они обвиняют Федеральный резервный фонд в том, что он слишком близок к интересам крупных банков Уолл-стрит.