К моменту, когда взрывы обрушили стену, она уже была разрезана
Вчера, пока десятки тысяч палестинцев курсировали между сектором Газа и Египтом, всплыли подробности дерзкой операции, в результате которой ненавистная приграничная стена обрушилась и исламистское движение "Хамас" получило, возможно, величайший из своих пропагандистских козырей.
"Хамас", взявший власть на этой приморской территории в июне прошлого года после стычки с "Фатхом", отрицает, что именно его бойцы поздно ночью произвели взрывы, в результаты которых стена протяженностью 12 км обрушилась на целых две трети.
Но пограничник "Хамаса", с которым корреспондент Times побеседовал на границе, признал, что ответственность за это лежит на его движении, члены которого несколько месяцев резали толстое металлическое заграждение автогеном.
Когда между полуночью и часом ночи были подорваны заряды, заложенные в 17 различных точках, стена высотой 40 футов обвалилась и теперь лежит, похожая на рваные мехи аккордеона, посреди нейтральной полосы, а около 350 тыс. жителей Газы, по некоторым оценкам, устремились в Египет.
Пограничник - лейтенант Палестинской национальной безопасности Абу Усама - сказал об операции по демонтажу стены: "Несколько последних месяцев я наблюдал, как резали стену. Это происходило днем, но под прикрытием, чтобы никто не заметил".
На вопрос, доложил ли он об этом властям, он ответил: "Да это власти и делали. Кому бы я стал докладывать?"
Обычно Абу Усама дежурит в небольшой сторожке на нейтральной полосе. Он добавил: "Вчера вечером нам велели держаться подальше от стены. Нам приказали оставаться в стороне, потому что собирались прорвать блокаду".
На фоне массового наплыва жителей Газы в Египет, премьер-министр этой территории от "Хамаса" Исмаил Хания призвал провести безотлагательную встречу с его противниками из "Фатха" и египетскими властями для выработки нового соглашения о границах.
Хания призвал вновь открыть контрольно-пропускной пункт на границе "на базе национального участия", подразумевая, что "Хамас" готов частично уступить контроль президенту Аббасу и его правительству, где на ведущих позициях находятся члены "Фатха", на Западном берегу Иордана. "Мы не хотим распоряжаться этими вопросами в одиночку", - сказал Хания, выступавший в прямом эфире Hamas TV из своего кабинета в городе Газа.
"Все, что говорит Хания, призвано только извлечь из этой ситуации политическую выгоду. Это часть проблемы, а не решения", - заявил Ашраф Аджрамим, министр правительства Аббаса. Израиль отказался прокомментировать развитие событий в секторе Газа.
Операция "Хамаса" по подрыву стены была проведена мастерски. Это очевидно на границе, хотя корреспонденту Times и не удалось проехать вдоль всей нейтральной полосы. В точках, где были заложены заряды, стене нанесен большой ущерб. В других местах она, по-видимому, была аккуратно разрезана.
Разрушение стены побудило сотни тысяч людей направиться в Египет, причем египетские пограничники даже не пытались остановить эту людскую реку.
Вместо этого Рафах превратился в громадный ближневосточный базар. Тысячи людей, возвращаясь в сектор Газа назад из Египта, гнали коров, овец и даже верблюдов. Другие возвращались на мотоциклах, а многие женщины тащили домой банки с оливковым маслом; мужчины нагрузились канистрами с горючим.
К границе слетелись менялы, предлагавшие египетские фунты и американские доллары взамен на израильские шекели жителей Газы. Правда, запасы товаров в магазинах вскоре стали истощаться, а те, кто возвращался, жаловались на безумные цены.
Тогда многие сели в такси - или даже на крыши такси - чтобы добраться до Эль-Ариша в 45 км от Рафаха - это ближайший город, где есть магазины.
На ничейной полосе, вдоль отрезка, который израильтяне до вывода своих войск в 2005 году называли Филадельфия-роуд, неслись пикапы с бойцами "Хамаса". Над машинами реяли зеленые флаги этой организации. Египетский спецназ ожидал у ворот старого КПП, бесстрастно опираясь на щиты.
Среди возвращавшихся был 25-летний Усама Хассан, который вместе со своей 17-летней невестой Сарой ходил покупать вещи, необходимые для начала семейной жизни. Хассан приобрел специальный матрас, так как у него больная спина, а Сара - кухонную утварь.
"Я член "Фатха", но сегодня мне хотелось бы увидеть Ханию и поцеловать его в лоб, ведь если бы бойцы этого не сделали, мы так и сидели бы в секторе Газа", - сказал он.
Египтяне поспешили поднять цены на молоко, проезд в такси и сигареты, но это не останавливало жителей Газы, многие из которых впервые выбрались за пределы своей территории.
Некоторые брели назад в Газу, волоча телевизоры, другие обзавелись новенькими мобильными телефонами. В городе Газа цены на сигареты - выросшие до астрономической высоты во время полной блокады на прошлой неделе - за несколько часов снизились на 70%.
23-летний торговец фалафелем Рами аль-Шавва сказал, что собирается сходить в Египет после обеда, когда оттуда вернутся его братья. Он собирался купить табак для кальяна и просто "подышать новым воздухом".
"Мы много дней живем в темноте и еще дольше в изоляции", - сказал он. Аль-Шавва добавил, что не боится застрять в Египте: "За мои 23 года в Газе год в Египте - хорошая компенсация".