Запрет на ввоз иранской нефти, одобренный ЕС и США, усилит или ослабит режим? - обсуждают СМИ. Южная Корея, Китай и Индия никогда не присоединятся к этим санкциям, а чувствительный нефтяной рынок непременно ответит скачком цен. Эмбарго должно вынудить Тегеран отказаться от ядерной программы, но скорее приведет "к появлению у него атомной бомбы и к бомбежкам с целью не допустить появления бомбы", опасаются эксперты.
"В понедельник министры иностранных дел ЕС решили к 1 июля 2012 года остановить импорт нефти и нефтехимических продуктов из Ирана", - сообщает SPIEGELONLINE. Кроме того, "не разрешаются новые инвестиции в иранские нефтяные фирмы и поставки товаров, необходимых для оборудования нефтяной промышленности", и "замораживается большая часть счетов ЦБ Ирана".
"Уже много лет подряд Запад пытается побудить иранский режим к остановке атомной программы. Начиная с 2006 года ООН, США и ЕС шаг за шагом ужесточали санкции против Тегерана, но пока это не принесло успеха, - говорится в статье. - Режим с тех пор все ближе и ближе походил к созданию атомной бомбы. Всего несколько дней назад Тегеран объявил о начале обогащения урана до 20%. В то же время иранцы отрицают, что разрабатывают ядерное оружие".
Около 20% иранского нефтяного экспорта идет в ЕС, Европа является важным, но далеко не самым значимым покупателем, продолжает корреспондент. Примерно 3/4 объема экспорта идет в страны Восточной и Южной Азии, остро нуждающиеся в сырье. Несмотря на давление Америки и Европы, эти государства пока что не намерены присоединяться к санкциям. "Турция также скорее хочет извлечь выгоду из санкций, чем присоединиться к ним. Из-за санкций против ЦБ Ирана может также возрасти значение турецких банков при совершении сделок с иранскими торговыми партнерами", - отмечает издание.
"Ограничения на торговлю, наложенные Западом, вынуждают иранские предприятия вести дела с заграничными партнерами нелегально: провозить запрещенные товары в Иран через Персидский залив или проводить сделки между иранскими и западными партнерами через подставные фирмы за границей. В большинстве этих сделок имеет долю Корпус стражей Исламской революции или подконтрольные ему предприятия", - указывает обозреватель, вынося свой вывод в заголовок: "Эмбарго Евросоюза против Ирана идет на благо "Стражам революции".
"Правительство Ирана давно объявило ядерный вопрос делом национального престижа", - напоминает автор статьи Кристоф Зидов. Разрешение конфликта, позволяющее иранскому руководству сохранить лицо, представляется очень маловероятным, считает он, так что "новые санкции вряд ли что-то изменят в конфликте вокруг ядерной программы Тегерана".
"Санкции в отношении Ирана - это важный шаг против агрессивного и жестокого режима", - пишет The Times в редакционной статье. "Одна из величайших цивилизаций в истории на протяжении поколения находится во власти экстремистского режима, репрессивного в своей стране и агрессивного за своими границами", - говорится в статье. И вот вчера список нарушений Ираном прав человека и международных норм встретил единый и решительный ответ Запада. "Этот ответ должен только приветствоваться", - считает издание.
Непосредственная, хотя далеко не единственная причина изоляции иранского режима коренится в его ядерной программе. США и ЕС давно признают право Ирана на гражданскую ядерную энергетику, но ни один серьезный аналитик не верит, что ядерная программа Тегерана направлена исключительно на выработку электроэнергии, подчеркивает The Times.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен уверен, что экономические санкции ЕС окажутся более эффективными, чем военное вторжение Североатлантического альянса в Иран, пишет La Repubblica.
"Я убежден, что усиление экономических санкций будет иметь значительное влияние на иранскую экономику и на иранское руководство. Между санкциями и военным решением я отдаю предпочтение первым", - заявил генсек НАТО, который полностью исключает возможность военного вмешательство в регионе со стороны НАТО. Что же касается израильского удара по иранским ядерным объектам, то Расмуссен отметил: "Пока израильский рейд - всего лишь гипотеза".
Запрет на ввоз иранской нефти только усилит действующий иранский режим, заявил в интервью Le Figaro научный сотрудник Французского Института международных стратегических исследований Тьерри Ковиль. "Если мировой рынок нефти поднимется, Иран незначительно пострадает от эмбарго. Для повышения цен на нефть нужно не так уж много: достаточно признаков роста в американской экономике и угрозы Тегерана закрыть Ормузский пролив",- отметил Ковиль.
Эксперт убежден, что такие страны, как Южная Корея, Китай и Индия, никогда не присоединятся к эмбарго. "Их энергетические потребности таковы, что они не станут отказываться от иранского поставщика. Кроме того, они понимают, что это эмбарго не поможет решить вопрос с ядерной программой", - подчеркнул он.
Эти меры не только не будут эффективны, но могут оказаться даже контрпродуктивны, допускает Ковиль. "Эмбарго, от которого пострадают официальные каналы поставки, укрепит черный рынок, контролируемый жестким крылом режима. Тем самым оно ослабит гражданское общество и упрочит позиции правящего класса. К тому же они рискуют настроить население против того, что оно справедливо считает недопустимым иностранным вмешательством во внутренние дела и обострить иранский национализм", - сказал эксперт.
В заключение Ковиль высказал мнение, что санкции вообще не в состоянии повлиять на политику государства. "В Ираке американское эмбарго лишь усилило режим Саддама Хусейна, потому что именно он контролировал параллельные экономические каналы. Прискорбно, что Евросоюз не извлекает уроки из истории".
Обозреватели The Financial Times Рула Халаф и Джеймс Блитц пишут о "штормовом предупреждении" в Ормузском проливе: "Есть опасения, что после введения санкций Тегеран попытается спровоцировать конфликт".
Вчера Евросоюз впервые, совместно с США, ввел эмбарго на импорт нефти из Ирана, пишет издание, это элемент необходимой следующей ступени", призванной толкнуть Тегеран к смене курса". Иран грозится в ответ блокировать Ормузский пролив, по которому осуществляется шестая часть мировых поставок нефти.
Дело склоняется сразу к двум наихудшим сценариям, считает Марк Фитцпатрик из International Institute of Strategic Studies (Лондон): "К появлению у Ирана атомной бомбы и к бомбежкам с целью не допустить появления бомбы".
Правда, в последние дни кажется, что обе стороны - как Иран, так и Запад - пытаются отойти от опасной черты. Вашингтон отменил совместные учения с Израилем, администрация Обамы дистанцировалась от недавнего убийства иранского атомщика, пишут журналисты.
После введения санкций ЕС самый животрепещущий вопрос - вступит ли Иран в переговоры? Аналитики и западные дипломаты не уверены, что санкции вынудят Тегеран к серьезным переговорам, поскольку большую часть иранской нефти покупают Китай и другие страны, не входящие в западный блок, говорится в статье.
Вали Наср из университета Тафтса (США) полагает, что санкции лишь подстегнут Тегеран к форсированию разработок ядерного оружия. Иранское руководство воспримет экономический нажим как подстрекательство к народному восстанию и сочтет, что в Ливии арсенал ОМП мог бы оградить Каддафи от операции НАТО, указывает эксперт.
Другие средства остановить ядерную программу Ирана - диверсии, которые дают лишь ограниченный эффект, и бомбежка ядерных объектов, которая рискованна и, возможно, неэффективна, говорится в статье: в отместку Иран может обстрелять ракетами базы США, а также мобилизовать своих союзников в Ливане и Афганистане.
На той же странице газета публикует статью "Вооруженные силы Ирана: устаревшие, плохо обученные, но все же опасные для судоходства".
Иранские военные самолеты приобретены, по большей части, еще шахом, а военные катера на фоне американских авианосцев - "точно блохи, атакующие носорога", замечает журналистка Карола Хойос. Но никто не сомневается, что Иран в состоянии блокировать Ормузский пролив и втянуть США в конфликт. "Блокада может продлиться до шести недель, что покажется вечностью с точки зрения нервозных нефтяных рынков", - говорится в статье.
Вероятно, для начала Иран постарается замедлить грузоперевозки: заставит танкеры совершать обходные маневры или организует инспекции. Но главная угроза - ракеты и мины, отмечает Сабахат Хан из ближневосточного Institute for Near East and Gulf Military Analysis.
Кристофер Парри, в прошлом глава стратегического управления ВМС Великобритании, прогнозирует, что Иран предпочтет тайную войну против государств на южном берегу Персидского залива: будет "применять террор, спецназ и обстреливать города ракетами, исходя из принципа: "Друг моего врага - мой враг".
Российский МИД негативно отозвался о новых санкциях ЕС в отношении Ирана, назвав их "глубоко ошибочной линией". "Под давлением такого рода Иран не пойдет ни на какие уступки, ни на какие корректировки своей политики", - говорится в официальном заявлении внешнеполитического ведомства, которое цитирует The Los Angeles Times.
"Эксперты говорят, что политика Москвы в отношении Ирана, как и ее сопротивление нарастающему международному давлению на Сирию в связи с репрессиями против оппонентов президента Башара Асада, отражают ее стремление пойти на конфронтацию с Западом в связи с исходящей оттуда критикой нарушений на декабрьских выборах в парламент", - комментирует корреспондент.