Официальная причина принятия парламентом Франции закона о геноциде - стремление привести французское законодательство в соответствие с европейскими правовыми требованиями, касающимися ксенофобии и расизма. На самом же деле, хотя осуждение геноцида армян - а именно такова реальная цель этого закона - никоим образом не вменяется в обязанность европейским правом, парламент принимает текст, противоречащий конституции, пишет Libération.
Прежде всего, этот закон ставит под сомнение свободу слова и свободу исследования, констатируют профессора права Бертран Матье и Анна Левад. Кроме того, так называемые "мемориальные" законы, осуждающие какую-либо историческую ситуацию, не носят нормативного характера, а информационная комиссия по вопросам памяти вообще рекомендовала не придавать подобным резолюциям статус законов.
"Нам возразят, что этот закон не является мемориальным, потому что не относится к какому-то конкретному геноциду, а касается всех геноцидов, которые могут быть обсуждаемы законодателями. Но тогда все законодательное здание оказывается построено на песке, потому что именно в компетенцию законодателей входит признание или непризнание того или иного геноцида", - подчеркивают авторы статьи.
К проблеме некомпетентности законодателей, вмешивающихся в написание истории, добавляется нарушение принципа разделения властей, продолжает издание. Если геноцид действительно является уголовным преступлением, то только судья обладает компетенцией квалифицировать данное преступление. Таким образом, к неконституционности закона добавляется его бесполезность, так как судья не обладает полномочиями выносить определение о фактах, авторы которых физически прекратили существование. Более того, отсутствие четкого определения преступления, которое собирается наказывать этот закон, ставит под сомнение принцип законности.
"Какими бы правомерными ни были стремление почтить память армян и добиться признания преследований, жертвами которых они стали, это признание нельзя осуществлять ценой нарушения конституционных принципов", - убеждены авторы. По их мнению, существующего законодательства, осуждающего дискриминацию, ненависть и насилие по отношению к человеку или группе лиц из-за их происхождения, вполне достаточно для осуждения негационизма.