Два месяца назад украинцы вышли на улицы и площади Киева из-за Европы, пишет корреспондент The Guardian Иэн Трейнор. Они почувствовали себя преданными и обманутыми своим президентом, который после нескольких лет переговоров по стратегическим политическим и торговым соглашениям с Евросоюзом отказался от их заключения и повернулся лицом к Москве.
Пока Киев бушует и на его улицах льется кровь, Европа, похоже, не знает, как реагировать на кризис, в котором велика ее роль. Жозе Мануэль Баррозу, глава Еврокомиссии, сказал, что он шокирован кровопролитием. Говоря по телефону с президентом Украины Виктором Януковичем, он предупредил "о потенциальных последствиях, если ситуация не стабилизируется".
"Возможности Баррозу весьма ограничены. Что может сделать Европа, кроме как отнести Януковича к той же категории, что и диктатора из соседней Белоруссии Александра Лукашенко, и внести в черный список его приближенных и финансистов-олигархов, запретив им совершать покупки в Лондоне, кататься на лыжах в Швейцарии и проводить отпуск на Средиземном море?" - пишет Трейнор.
Если Европа расколота, то и ее политика представляется недоработанной и нуждается в радикальном переосмыслении.
Давнишняя политика ЕС в отношении Украины и нескольких других государств постсоветского пространства, известная как "Восточное партнерство", подорвана событиями двух последних месяцев, констатирует автор. Москва и Киев перехитрили Брюссель. Это во многом будет продемонстрировано на следующей неделе, когда президент России приедет в Брюссель на саммит с ЕС.
"Сохраняется глубокая неопределенность по поводу более долгосрочной природы отношений между ЕС и странами "Восточного партнерства", такими как Украина", - говорится в новом, еще не опубликованном, исследовании European Leadership Network, которое было подписано несколькими бывшими министрами иностранных дел и обороны Великобритании, Франции, Германии, Польши и России.
"Отсутствие видения будущего Европы как единого целого также повышает опасность того, что сегодняшнее ощущение расхождения перерастет в фундаментальный раскол", - говорится в документе.