Болгарский политолог Иван Крастев рассказал корреспонденту Le Monde Петру Смоляру, чем, на его взгляд, продиктованы действия Виктора Януковича и почему он не верит в европейские санкции.
"В оппозиции действительно есть радикальные силы, - отвечает политолог на вопрос о том, кто несет ответственность за переход протестов в насильственное русло. - Официальная украинская и российская пропаганда делает все, чтобы подчеркнуть, что здесь есть не только "борцы за свободу", но и экстремисты вроде партии "Свобода". Но это же безоружные люди! Отказавшись от реального содержательного диалога с оппозицией, правительство Януковича несет ответственность за драматические события".
По словам Крастева, происходящее в Киеве напоминает гражданскую войну. "Где, в какой европейской стране за последние 25 лет мы наблюдали такие столкновения полиции с народом? - спрашивает он. - Если в ближайшие 24 часа власти не смогут найти общий язык с оппозицией, будет наивно ожидать свободных и демократических выборов в 2015 году. У обеих сторон пространство для маневра сокращается. Контроль оппозиции над толпой никогда не был достаточным, и он продолжает уменьшаться".
"В большинстве стран власти сделали бы ставку на время, усталость толпы, особенно в такой мороз, - цитирует эксперта Смоляр. - Но в 2004 году, во время "оранжевой революции", соратники или кто-то в Москве обвиняли Януковича в излишней мягкости. Ничего бы не случилось, если бы он применил силу, думали они. Сегодня Янукович боится похожего сценария. Однако его жесткость становится главным фактором, выводящим людей на улицы".
"В момент кризиса Янукович хочет действовать как Путин, только он не Путин, а Украина не Россия, - подчеркивает Крастев. - Демонстрация силы, притом что вы слабы и в лагере противников чувствуют вашу слабость, только раззадоривает протест".
Политолог не верит в санкции, поскольку они носят, главным образом, символический характер: "Когда вы отправляете спецназ против народа, вам наплевать на санкции. Этот кризис разрешится не в Москве и не в Брюсселе. Главное сейчас решается в Киеве. Какое чувство победит: страх или гнев? Не думаю, что большинство людей на русскоязычном Востоке страны поддерживают превращение Украины в полицейское государство. Украина - коррумпированное и плохо функционирующее государство, но на уровне личных свобод люди никогда не боялись самовыражаться".
"Проблема с общественным мнением Европы и США в том, что Украина нас волнует постольку-поскольку, - констатирует Крастев. - Если по стратегическим соображениям какая-то страна очень вас интересует, можно закрыть глаза на какие-то вещи, какие-то отклонения. Для нас же Украина стратегической роли не играет, так что мы много морализируем, но никаких действий за этим не следует, никто не берет на себя риски".