Колумнист The Wall Street Journal Холман Дженкинс комментирует мнение экс-советника Дональда Трампа Стивена Бэннона о том, что в рамках расследования связей с Россией уязвимое место "клана Трампа" - отмывание денег.
"Давайте осознаем, что кнут в отношениях США и России заключался в основном в расширении НАТО и продвижении демократии. Пряники были главным образом экономические, что подразумевало благосклонное отношение к оттоку капитала. А это, если мы отнесемся к российскому законодательству серьезнее, чем сами россияне, равносильно открытости к отмыванию денег", - пишет Дженкинс.
"Причастность Трампа к этому рынку не впечатляет в широком контексте", - отмечает журналист: например, Трамп за 41 млн долларов купил особняк во Флориде и продал его российскому миллиардеру за 95 млн - но в это время "в Лондоне более пятой части всей недвижимости дороже 10 млн фунтов продавали русским". Вероятно, предполагает Дженкинс, Трамп не сумел воплотить мечту по строительству в Москве Trump Tower, потому что инвесторы пытались вывести деньги из России, а не вкладывать их вновь там же.
Дженкинс отмечает, что "финансовый пряник быстро превратился в кнут после захвата Крыма": санкции в отношении высокопоставленных россиян "ударили их по больному, ограничив доступ к западным банкам", а введенный в начале 2016 года запрет на покупку дорогой недвижимости за наличные был нацелен на Манхэттен и Майами. "Один из уроков состоит в том, что контроль за исполнением законов по отмыванию денег неминуемо является политическим", - подчеркивает колумнист.
По словам журналиста, было бы полезно "честно переоценить политику в отношении России после распада СССР": "Давно было понятно, что открытость Запада к бегству капитала из России - ключевой предохранительный клапан для режима Путина. Он поддерживает стабильность в России. Ни один местный житель не будет инвестировать в местную экономику, если нет способа забрать свой выигрыш, который можно украсть. Не был случайным в 2016 году визит в Trump Tower российского адвоката, обеспокоенного американским "Законом Магнитского" - заряженным ружьем, направленным на использование российской элитой западных финансовых услуг".
"Даже сегодня политика США в отношении России во многом замешана на надеждах на лучшее, потому что других варианты туманны. Не предпринималось никаких попыток препятствовать продажам российской энергии. Санкции были мелкими уколами, призванными привлечь внимание миллиардеров - друзей Путина. Правда в том, что у Трампа, независимо от его российского прошлого, мало возможностей заново изобрести велосипед", - констатирует колумнист.