Разработанный Россией план реструктуризации электроэнергетики понравился иностранным инвесторам.
Прогресс в области защиты прав человека и проведении политических реформ весьма неровен, но свои обещания либерализовать экономику администрация президента Путина пока выполняет.
После смелого сокращения и упрощения налогового и таможенного законодательств, принятия новых законов, направленных на усовершенствование судебной системы, правительство взялось за тяжеловесные естественные монополии.
В конце мая Кремль сменил руководство газовой монополии ?Газпром? и обсуждает планы дальнейших реформ, направленных на поддержку конкуренции. Кроме того, он утвердил долгосрочный план реструктуризации системы железных дорог.
Но доминирующая на рынке электроэнергетическая компания ?ЕЭС?, 51% которой принадлежит государству, оказалась в центре ожесточенных споров. Когда-то эта компания стояла в авангарде российского фондового рынка, но за последние восемнадцать месяцев цена ее акций резко снизилась. Инвесторы переключились на нефтяные предприятия, добивавшиеся лучших показателей.
Сейчас многие брокеры, в том числе ?Deutsche Bank?, ?Renaissance Capital? и ?Brunswick Warburg? повысили свои рейтинги для ?ЕЭС? до ?покупать?. Это говорит об их положительном отношении к окончательному варианту плана, подписанному в текущем месяце премьер-министром Михаилом Касьяновым.
Перемена настроений связана с тем, что для реформирования электроэнергетики был выбран рыночный подход, а также с особыми уступками для миноритарных акционеров, на которые пошли ?ЕЭС? и правительство.
Изначально многие опасались, что ?ЕЭС? в ущерб инвесторам будет распродавать активы - в частности акции региональных электроэнергетических предприятий - по заниженным ценам.
Летом нынешнего года на ежегодном собрании акционером ?ЕЭС? в устав компании были внесены поправки, которые позволят жестко контролировать любые такие продажи; кроме того, согласно новому варианту программы большая часть таких транзакций начнет проводиться лишь начиная с марта 2004 г.
После этого акции мелких инвесторов будут пропорционально распределены между выведенными из состава холдинговой компании дочерними предприятиями, контролирующими государственные электростанции и региональные электроэнергетические компании.
Реструктуризация ?ЕЭС? и ?Газпрома? свидетельствует о новой атмосфере бережного отношения к правам мелких акционеров на тех предприятиях, где доминирует государство, точно такая же тенденция наблюдается и в частных компаниях.
Самым ярким примером является ?ЮКОС?, нефтяная компания, репутация которой существенно пострадала после консолидации, проводимой в середине девяностых, в ходе которой это предприятие несправедливо обходилось с миноритарными инвесторами.
?ЮКОС? проводит новую политику в области корпоративного управления, повышает прозрачность, вводит в состав совет директоров лиц, не входящих в руководство, и повышает дивиденды. В результате цена акции в 2001 г. резко повысилась.
Эти усилия говорят о явных изменениях в мышлении многих российских предпринимателей. Прежде они боролись за краткосрочные выгоды для самих себя. Сейчас они, судя по всему, убедились, что если более справедливо обходиться с внешними акционерами, рыночная капитализация их компаний вырастет - что выгодно всем инвесторам, в том числе и им самим.
Тем не менее, во многом эти перемены связаны с высокими ценами на сырье, которые дали удобную возможность для того, чтобы начать проводить политику выплаты долгов, распределения более щедрых дивидендов и повышения прозрачности.
В целом подозрительное отношение к российской практике корпоративного управления приводит к тому, что акции большинства российских компаний недооцениваются.
Даже крупнейшая российская компания ?Лукойл? посылает противоречивые сигналы. Она не добилась существенного прогресса, выполняя свои обещания обнародовать финансовую отчетность в соответствии с американскими стандартами бухучета, а также сопротивляется попыткам ввести представитель миноритарных акционеров в состав совета директоров.
На тех предприятиях, где главным акционером является государство, а руководству принадлежат лишь небольшие пакеты, где политика по-прежнему остается существенным фактором - таких, как ?ЕЭС? - в будущем могут возникнуть иные проблемы, способные остановить нынешнюю тенденцию.
Даже если реформа будет выгодна миноритарными акционерам, то, например, потребители, скорее всего, пострадают после того, как вследствие конкуренции повысятся субсидируемые в настоящее время тарифы. Это может привести к резкому откату назад.
В таких компаниях, как ?Газпром?, где в июне российское правительство получило абсолютное большинство в совете директоров, несмотря на то, что владеет всего 38% акций, миноритарные акционеры могут получить краткосрочные выгоды вследствие ослабления позиций непопулярного руководства. Однако удовлетворение может смениться фрустрацией, если в будущем их желания разойдутся с желаниями государства.