Результаты сражения между энергетическим гигантом и прокурорами могут сказаться на развитии свободного рынка в стране
Когда на этой неделе ведущий вашингтонский политический советник Ричард Перл встречался с российскими политологами, он настойчиво посоветовал: руки прочь от ЮКОСа. Многие полагают, что исход сражения российского энергетического гиганта с прокуратурой может определить будущее крупного бизнеса и иностранных инвестиций в сфере еще не оперившейся рыночной экономики страны.
"Уже можно говорить о том, что перспективам будущего экономического роста и развития в России нанесен серьезный ущерб в результате самоуправной кампании мести, начатой по произволу против частной компании", ? предупредил Перл, добавив, что "будет очень плохо", если Кремль решит действовать против ЮКОСа еще более решительно.
Почти три недели Москву в политическом смысле сотрясает конфликт между прокуратурой и самым богатым человеком России, 40-летним Михаилом Ходорковским. Его империя ЮКОС находится под угрозой в результате ареста крупного акционера, обысков в офисе компании и заявлений, что прокуратура ведет следствие против руководителей компании по ряду обвинений - от неуплаты налогов до убийства.
Тот факт, что США держат сторону Ходорковского (Перл подчеркнул, что говорит не от имени правительства, но посол США Александр Вершбоу явно говорил от его имени, когда заявил, что эта история "вызывает в США ряд вопросов"), свидетельствует о роли Ходорковского как защитника западных интересов в стране, которую заботят такие вопросы, как американская политика в Ираке и будущее рыночного капитализма на ее территории.
Исход кризиса вокруг ЮКОСа принципиально важен для России не только потому, что явится показателем способности кремлевских сторонников свободного предпринимательства выстоять против открытого нападения со стороны старой гвардии государственной бюрократии, но и потому, что этот конфликт уже дорого обошелся.
ЮКОС, которому после слияния с российской компанией "Сибнефть" предстояло стать четвертой по величине нефтяной компанией мира, за последние две недели потерял 10 млрд долларов рыночной капитализации - около четверти своей стоимости. Это обрушило рынок акций, потерявший более 20 млрд.
Еще больше тревожат опасения, что кремлевские сторонники жесткой линии, возможно, стремятся пересмотреть крупные, в основном нечестные приватизационные сделки 1990-х, в ходе которых компании, подобные ЮКОСу, открыли в стране первые частные предприятия.
"Если мы начнем пересматривать приватизацию, остановить этот процесс будет нелегко, и не исключено, что такие действия приведут к новой гражданской войне", ? предупредил на прошлой неделе Андрей Илларионов, экономический советник президента Путина.
Многие аналитики считают, что Путин не склонен отбирать у могущественных олигархов вроде Ходорковского активы, когда-то принадлежавшие государству. Проблема заключается в том, что намерений президента никто не знает, поскольку он о них не говорит.
Неизвестна мера участия Путина в одобрении произошедшего 2 июля ареста 43-летнего Платона Лебедева, миллиардера и ключевого члена финансовой империи Ходорковского, по обвинению в хищениях в ходе приватизации завода по производству удобрений почти 10 лет назад.
По мнению некоторых аналитиков, Путин просто хочет предупредить Ходорковского и других олигархов, что они не должны лезть в политику, и не намерен свертывать либеральные экономические реформы. Ходорковский не только дал миллионы долларов двум либеральным партиям, которые могут блокировать в парламенте политику Кремля, но и убеждал Россию не выступать против войны США в Ираке. Иногда его называют вероятным соперником Путина на президентских выборах 2008 года.
"По моему мнению, главной движущей силой в деле ЮКОСа являются политические амбиции Ходорковского", ? заявил Вячеслав Никонов из аналитического центра Фонд "Политика". В то же время, добавил он, "Путин наверняка не планировал это дело и недоволен тем, какой ущерб уже нанесен".
Непонятно, стремится ли старая гвардия восстановить в экономике государственный контроль, существовавший в эпоху коммунизма, или получить более весомую долю национальных активов.