После крупнейшего в отрасли IPO генеральный директор российского нефтяного гиганта говорит о своей концепции
Генеральный директор "Роснефти" обязан своим восхождением на вершину российского нефтяного гиганта стихийному бедствию. В 1995 году, когда Сергей Богданчиков работал директором филиала "Роснефти" на Сахалине, случилось землетрясение.
Он так эффективно организовал спасательную операцию, что получил медаль и привлек к себе внимание Кремля. В 1998 году он снова получил награду, когда стал генеральным директором "Роснефти".
При такой биографии не удивительно, что он проигнорировал проблемы, которые могли стать препятствием к очередной цели: выходу "Роснефти" на биржу в Лондоне и Москве. Несколько недель лондонские фондовые менеджеры предупреждали, что с "Роснефтью" связан неприемлемый уровень правового риска. В последнюю минуту компания столкнула с угрозой того, что Высокий суд заблокирует размещение.
Но Богданчиков шел своим путем, и на прошлой неделе заработок составил 10,4 млрд долларов, увеличив рыночную стоимость "Роснефти" до 80 млрд долларов. Это было пятое крупнейшее размещение в истории.
Рыночный дебют - это попытка завоевать доверие на Западе. Богданчиков хотел бы в смысле объема производства вывести "Роснефть" в лигу, где находятся нефтяные гиганты BP и Exxon. Впрочем, бурное прошлое "Роснефти" может этому помешать, сорвав его тщательно продуманные планы.
В Лондоне в среду - первый полный день торгов - Богданчиков заявил: "Я счастлив, что торги начались. Размещение было крупнейшим в нефтегазовой отрасли, крупнейшим в российской экономике и пятым по величине в мире".
"Наращивание капитализации очень важно. Мы хотим, чтобы она была больше, чем у любой российской нефтяной компании. Иначе инвесторы вложат деньги в другие компании". Высокая рыночная стоимость может соблазнить российское правительство в будущем продать свои акции "Роснефти".
Размещение стало кульминацией стремительного возвышения компании. Всего несколько лет назад "Роснефть" считалась нефтяной группой второго ряда, хранилищем государственных нефтяных активов, оставшихся после приватизации 1990-х годов.
Ее трансформировало вмешательство Кремля. Она стала главным бенефициарием, когда в 2004 году обанкротилась нефтяная компания ЮКОС, созданная Михаилом Ходорковским, которого отправили за решетку за неуплату налогов и мошенничество.
"Роснефть" купила главный актив ЮКОСа, "Юганскнефтегаз", после сомнительного аукциона, выигранного неизвестной российской компанией, которая через несколько дней перепродала его "Роснефти". На долю этого месторождения сегодня приходится 70% производства "Роснефти"; оно способствовало увеличению добычи до 80 млн тонн в год по сравнению с 12 млн тонн восемь лет назад, когда Богданчиков возглавил компанию.
На протяжении прошлого года 48-летний Богданчиков занимался размещением "Роснефти", в которое он вложил 950 тыс. долларов собственных средств. Теперь его приоритет - выполнение данных инвесторам обещаний и, прежде всего, увеличение добычи.
Подтвержденные резервы "Роснефти" составляют 15 млрд баррелей - это больше, чем у Exxon или BP и меньше только в сравнении с резервами российской компании "Лукойл" - но она добывает меньше, чем западные компании аналогичной величины.
Богданчиков хочет увеличить добычу до 100 млн тонн к 2010 году и до 140 млн тонн (2,8 млн баррелей в день) к 2015 году. Производственные затраты ниже, чем у западных конкурентов, и составляют 2,1 доллара на баррель.
Компания также планирует расширяться за счет поглощений и создания совместных предприятий с такими партнерами, как BP. Она отложила 3 млрд долларов на приобретение таких низовых активов, как нефтеперерабатывающие заводы, и 15 млрд долларов на разведку и добычу.
Богданчиков, по образованию инженер-нефтяник, работает в нефтегазовой отрасли с 1981 года и ищет по всему миру лицензии и компании для приобретения. Он заявил: "Если уровень прибыли превысит 20%, мы будем инвестировать вне зависимости от местоположения. Если он будет ниже 20%, мы не будем инвестировать. Критерием инвестиций является эффективность".
В центре планов "Роснефти", касающихся нефтяной разведки, стоит BP, которая инвестировала в размещение 1 млрд долларов. Богданчиков сказал: "Участие BP - большая честь для нас. Мы считаем ее хорошим партнером".
"Роснефть" и BP уже являются партнерами в проекте "Сахалин-5", разведке у побережья острова, где резервы могут оказаться больше, чем на осваиваемом Shell проекте "Сахалин-2". Уже открыты два месторождения и ведется бурение новых скважин. Но сотрудничество между двумя компаниями на этом не остановится. Богданчиков заявил: "Мы изучаем аналогичные проекты в Российской Федерации".
Чтобы профинансировать инвестиционные планы, Богданчиков может даже залезть в деньги, получаемые "Роснефтью" от ЮКОСа, который вероятнее всего объявят банкротом на слушаниях в Москве 1 августа.
Источники, близкие к "Роснефти", сообщили, что она, возможно, заинтересуется НПЗ ЮКОСа, если их выставят на продажу после банкротства.
Богданчиков не сочувствует ЮКОСу и Ходорковскому, находящемуся в сибирском лагере.
Он сказал: "Назовите страну, где приветствуется неуплата налогов. Это своего рода терроризм. Никто не любит людей, которые воруют. Это финансовый терроризм".
ЮКОС и "Роснефть" тесно связаны из-за "Юганскнефтегаза". "Роснефть" пытается получить 3 млрд долларов, которые ЮКОС якобы должен "Юганскнефтегазу".
Тем временем инвесторы ЮКОСа, потерявшие деньги, когда компанию насильственно расчленили в результате налоговых проблем, подали иски против России и "Роснефти".
Наверное, крупнейший иск подан инвесторами, пытающимися взыскать миллиардные убытки с Российской Федерации. Дело, которое будет рассматриваться в Гааге, может обернуться для "Роснефти" значительными финансовыми обязательствами. Тим Осборн, директор GML, которой принадлежит 51% акций ЮКОСа, и главный истец, сказал, что претензии к России могут составить 50 млрд долларов, но процесс с применением Энергетической хартии может затянуться до 2010 года.
ЮКОС, грозящий "пожизненной тяжбой" за утраченные активы, которые он называет украденными, тоже пытается получить от России возмещение ущерба в 14 млрд долларов в связи с аукционом по продаже "Юганскнефтегаза". Загадочная компания "Байкалфинансгруп" купила его за 9,3 млрд долларов и перепродала "Роснефти" за 38 млрд долларов.
Богданчиков, который не хочет видеть препятствия для своих планов, отвергает угрозу тяжбы. Он заявил: "Я приведу факт. В 2005 году ЮКОС проиграл дело против нас в России. Существуют и другие судебные дела, которые ЮКОС не выиграл".
Он может преуменьшать риск, но в проспекте "Роснефти" ему посвящено много страниц. Полагают, что руководство "Роснефти" хотело зарегистрироваться в Лондоне ради престижа и доверия, которые связывают с высокими стандартами регистрации и удовлетворением требований инвесторов.
Богданчиков сказал: "Я провел сотни встреч с банкирами, аналитиками и фондовыми менеджерами. Они оказались очень хорошими учителями. Они помогли нам понять наши проблемы, стратегии и слабые места, на которые следует обратить внимание". Он добавил, что компания может назначить больше исполнительных директоров, чем трое нынешних.
Высокий спрос на акции пока, возможно, перевесил опасения правового характера, но эти проблемы могут вернуться, чтобы преследовать "Роснефть" и ее новых инвесторов.