Русские и жители Балтики обмениваются ударами, прежде всего, в области энергетики
В конце недели в Литве ненадолго забрезжил лучик надежды: информагентство "Интерфакс" сообщило, что неисправности нефтепровода "Дружба" устранены и российская нефть снова может поступать на нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu Nafta - единственный на Балтике. Этот нефтепровод был перекрыт в 2006 году: по сообщениям с российской стороны, в связи с необходимостью ремонта, однако представители литовских политических кругов считают, что это было "политической акцией" - предпринятой после того, как НПЗ стал собственностью не российских нефтяных компаний, а польской компании PKN Orlen. Уже в течение года нефть на НПЗ поставляется на танкерах - что соответственно обходится значительно дороже.
Однако вскоре надежды рухнули: российский трубопроводный монополист "Транснефть" распространил информацию о том, что по нефть по трубопроводу "Дружка" поступать не будет. Тем самым подтвердились заявления министра энергетики России Виктора Христенко, который в конце мая сказал, что у России нет планов возобновлять нефтяные поставки. Россия, как сообщается, строит новую ветку нефтепровода к Балтийскому морю, в обход Литвы и Белоруссии.
Нефтяной конфликт типичен для отношений между Россией и странами Балтии, которые стали напряженными после обретения независимости в 1991 году.
"Ремонтные работы" негативно скажутся на торговле
Но самыми непростыми стали отношения между Россией и Эстонией - после того, как в апреле из центра Таллина на окраину был перенесен памятник советскому воину. Вслед за этим российские железнодорожники затеяли "ремонт" путей, которые ведут в Эстонию. Нефтяные поставки из России были сокращены на четверть, а поставки древесины - почти наполовину.
Говоря об экономических последствиях, министр экономики и коммуникаций Эстонии Юхан Партс недавно продемонстрировал полное спокойствие: потери понесут прежде всего российские торговые компании, имеющие представительства в Эстонии.