Французский президент Николя Саркози, как и ливийский лидер Муаммар Каддафи, сильно выигрывают от этого дела - как в плане сотрудничества, так и в плане личного престижа
Дело болгарских медсестер и врача, осужденных в Ливии, было политизированным с самого начала. Логика подсказывает, что оно должно завершиться политическим урегулированием. Личное вмешательство Николя Саркози на последнем этапе уже дает Франции ощутимые преимущества. Президент выступает как европейский лидер, олицетворяющий собой внешнюю политику Старого континента, лишенную персонификации. На юге Средиземного моря предпочитают иметь дело с людьми, обличенными властью, а не со схемами.
Ливия надеялась закрыть дело до окончания президентства Германии в ЕС. Потом полковник Каддафи поставил на молодого и решительного руководителя, который еще долго будет занимать эту должность. После обсуждения с руководством, говорят в Триполи. Тот факт, что президент направил члена своей семьи, способствовал налаживанию личных отношений, которые в ливийской культуре являются знаком уважения и преданности.
Предоставить гарантии доброй воли
Выгода, на которую рассчитывает Елисейский дворец, несомненно, выходит за рамки медийного эффекта. Французское присутствие в момент урегулирования стало импульсом для дремлющих отношений, когда Франция много отдавала и мало получала. Отчасти по собственной вине. В то время, когда Париж предоставлял все большие гарантии доброй воли, смиряясь, к примеру, с символическими заочными приговорами за участие в теракте против самолета DC-10 французской авиакомпании UTA - взорвавшемся в небе над Нигером в 1989 году с 170 пассажирами на борту - именно с Великобританией и США Муаммар Каддафи вел тайные переговоры о своем сенсационном повороте 2003 года: отказе от программы производства оружия массового уничтожения и сотрудничестве в "войне с террором". В те времена посол Франции в Триполи, будучи в курсе этих сделок, тщетно пытался уговорить свое правительство принять в них участие, чтобы избежать превращения одной из стран Магриба в спутник на американской орбите.
Таким образом, если говорить в терминах глобального влияния и всевозможных соглашений, предстоит преодолеть отставание. Ливии, колоссально богатой в период высоких цен на нефть, необходимо выйти из блокады: дороги, поезда, самолеты, нефтяная, портовая, туристическая инфраструктура, сфера услуг, военное оборудование, не говоря уже о неразработанных нефтяных полях. В этих секторах Франции есть что предложить. В стратегическом плане Парижу необходимо, чтобы Триполи помог ему в Африке - или хотя бы не мешал.
Ливия тоже может сильно выиграть от французского участия. Поручительство Парижа гарантирует оптимальный выход из кризиса полковнику Каддафи, до конца державшему в своих руках изначально неуправляемое дело. Медсестры и доктор, получивший болгарское гражданство, будут отпущены, но не оправданы. Теоретически, они отправятся в Болгарию "отбывать наказание".
Резонанс в СМИ
Ливийскому государству не придется отвечать перед семьями жертв. Ливийский лидер с помощью своего сына Сейфа аль-Ислама, очень активно занимающегося общественной деятельностью, сумел устранить судебную составляющую, тогда как французские адвокаты медсестер, помогающие своим ливийским собратьям, непрестанно обвиняли ливийские суды в несправедливости. Это тем более значительный успех для лидера ливийской революции в контексте такого медиарезонанса, созданного международными правозащитниками, что крупные политические державы заинтересовались наконец судьбой обвиняемых.
Муаммар Каддафи, который всегда считал, что недостаточно вознагражден за свой отказ от ядерной военной программы, к своему удовлетворению оказался в центре международного внимания. Страница черных лет наконец-то перевернута. "Цена крови", заплаченная семьям (благодаря "списанию долгов" Болгарией и Словакией, по версии Ливии), уравновешивает компенсации, выплаченные Триполи семьям жертв терактов против самолетов Boeing авиакомпании Pan Am в 1988 году и DC-10 компании UTA в 1989 году. Несмотря на эти выплаты, Ливия заявляет, что невиновна в терактах. Недавний пересмотр шотландским правосудием пожизненного приговора, вынесенного высокопоставленному ливийскому руководителю за организацию теракта над Локерби, льет воду на ту же мельницу. С миру по нитке, как говорится.