Больше женщин, больше курдов, больше "серых волков", больше независимых кандидатов. Помимо, безусловно, подавляющего числа депутатов от умеренной исламской партии. Это совершенно новый парламент, сформировавшийся на следующий день после победы консервативных сил во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Вчера утром турецкий премьер-министр приехал во дворец Cankaya, резиденцию президента страны, где действующий глава государства Ахмет Неджет Сезер вручил ему мандат на формирование следующего правительства, которое вновь будет одноцветно-исламским.
Эрдоган в очередной раз выступил с ободряющими заявлениями - обращенными ко всем, но без акцента на роли военных - после примирительных заявлений, уже сделанных позапрошлой ночью с балкона, дал обещание следовать по пути политики реформ, нацеленной на вступление в Европейский союз. "Для избрания нового президента Республики, - сказал бесспорный победитель на выборах перед микрофонами всех телеканалов, - мы будем искать согласованное решение с другими партиями через взаимодействие".
Утверждение, способное успокоить души, которое, однако, не помешает харизматичному и амбициозному турецкому лидеру попытаться вновь представить, по меньшей мере, в первом раунде, кандидатуру своего заместителя Абдуллы Гюля на пост президента республики. Но у него недостаточно голосов для изменения конституции и обретения большинства в две трети, чтобы избрать своего человека. Лишь накануне президентских выборов можно будет понять, какие складываются альянсы и каких компромиссов можно будет достичь. Согласно окончательным итогам воскресных выборов, Партия справедливости и развития получила 340 депутатских мест из 550. Социал-демократы из Народно-республиканской партии получили 112 мест в парламенте. "Серые волки" из Партии национального движения удвоили свой успех по сравнению с прошлыми выборами и получили 71 место в парламенте страны.
Все остальные партии не преодолели высокий 10-процентный барьер, необходимый для вхождения в Национальное собрание. Однако в парламент вошли 27 независимых депутатов, из них - 23 курда. С появлением курдов в парламенте начинается новый сценарий; на сей раз они сумели ловко обойти препятствие - они не стали формировать партию, которая в прошлом или сразу же закрывалась, или не могла преодолеть необходимый барьер. Поскольку их больше 20, они могут сформировать самостоятельную парламентскую фракцию, у которой будут свои офисы в парламенте и государственные дотации. Бесспорными лидерами станут Ахмет Тюрк и Акын Бирдал, человек, уцелевший в результате чудовищного теракта. Одним из лидеров будет и Себахат Тунчел, которая все еще находится в тюрьме, но со дня на день ждет освобождения. Вместе с тем, несмотря на 33 тысячи голосов и щедрую поддержку гражданского общества Стамбула, не смог пройти в парламент юрист и академик Баскин Оран.
Удвоилось число женщин-парламентариев. В парламенте последнего созыва их было всего 24. С завтрашнего дня их будет 50, и это предствительницы различных партий.
Воскресное голосование, премировавшее без всякого колебания реформы и экономические усилия, которые команда Эрдогана реализовала в течение пяти лет его администрации, полностью удовлетворили финансовые рынки и международное сообщество. Турецкая конфедерация промышленников, Tusiad, заявила о том, что довольна победой умеренной исламской партии и призвала премьера "к достижению соглашения, направленного на социальное примирение", сохраняя при этом "республиканские светские ценности, которые нашли отражение в конституции, созданной отцом современной Турции Кемалем Ататюрком". Эйфория царит на Стамбульской бирже, в связи с результатом, гарантирующим стабильность. Котировки поднялись еще на дневной сессии и к концу дня достигли уровня в 5%. Эйфория и на улицах, где, голосуя за Эрдогана, победил, по меньшей мере, каждый второй турок.