Политическим шагом прекрасного шахматиста, но шагом со многими неизвестными можно назвать решение выйти из Договора о сокращении обычных вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ) 1990 года, регулирующего численность обычных вооруженных сил России и НАТО в Европе. Сначала Москва запускала пробные шары, потом улыбающийся Путин, проводивший каникулы с Бушами в Мэне, озвучил эту угрозу, но теперь решение принято и оформлено по всем правилам в дипломатической ноте. Россия приостановила на 150 дней выход из договора, прошедшего через многие испытания с постсоветской ревизией в 1999 году, но не ратифицированного НАТО по причине присутствия российских войск в Грузии и Молдавии. Как в дебюте шахматной партии, этот шаг обуславливает следующий по известной с самого начала схеме, но затем игра развивается в соответствии со стратегическим воображением противников.
Опираясь на богатство природных ресурсов и железный порядок, установленный в великой стране Царей и Народных Комисаров, Путин активно добивается восстановления международной роли, утраченной за 15 лет упадка и хаоса. Осознавая асимметричность и объективную отсталость России, но также и быстроту изменения баланса международных сил и стремительное возвышение Китая, он добивается признания Соединенными Штатами своего рода глобального политико-стратегического паритета, который бы основывался на военном и ядерном потенциале - более отсталом в технологическом и количественном отношении, но втором по значению после американского - и признании энергетической мощи, используемой в политических целях на фоне откровенной агрессивности государственных промышленных комплексов.
В сложившихся условиях договоры по контролю над вооружениями, унаследованные от Советского Союза, имеют большую переговорную ценность для Кремля, потому что сохраняют, при изменившемся стратегическом балансе сил XXI века, давление, которое является следствием преимущественно виртуального превосходства и больше напоминает классическую дипломатию, чем смертельное биполярное противостояние Восток - Запад, имевшее место в прошлом столетии. И поскольку Путину пришлось проглотить денонсацию Бушем договора по ПРО, который регулировал взаимную безопасность в "равновесии террора", то теперь он угрожает односторонним выходом из Договора о ракетах средней и малой дальности - накануне 20-летия этого договора, подписанного Рейганом и Горбачевым, - который предусматривает отказ от "евроракет" и объявляет о выходе, временно отложенном, из договора об обычных вооруженных силах.
В дебютном ходе по договору об обычных вооруженных силах в Европе аспекты разоружения, те, которые играли главную роль в период холодной войны, являются второстепенными по сравнению с политическими целями. В большей степени, чем военное решение, первый шаг Путина свидетельствует в действительности о начале политической партии большой важности, направленной на достижение глубинных целей Кремля, а не на изменение равновесия соответствующих вооруженных сил в Европе, где обе стороны разместили танки, артиллерию и самолеты в количествах, значительно меньших минимальных уровней, установленных договором. Выйдя из режима контроля и инспекций, Кремль скорее обретет возможность перемещения обычных вооруженных сил по огромной европейской части России, но и в этом случае виртуальный и политический характер военной силы преобладает над реальными возможностями использования войск в качестве инструмента давления и вмешательства в дела соседей, что также является частью плана.
Вызов в виде "мини-космического щита" и баз, размещенных в Польше и Чехии (элементов, расположенных почти у границ России, но не направленных против России и объективно неэффективных против ее ракетного и ядерного потенциала), предоставил Путину потрясающую возможность сделать "ход конем" и предложить сотрудничество с использованием баз на Кавказе и в Азии, если реальной целью размещения элементов ПРО действительно является предотвращение ударов или шантажа со стороны стран-изгоев. Кроме того, "мини-щит" вызвал бурную полемику в Америке и, являясь инновационным по отношению к договорам Восток-Запад, имеет характер двусторонней договоренности между Вашингтоном, Варшавой и Прагой и не является инициативой НАТО: это прекрасная возможность, позволяющая Кремлю вклиниться в Североатлантический альянс (и в саму внутреннюю американскую политику, переживающую предвыборный период), чтобы набрать очки и прикрыть недостатки самой России, находящейся в регрессивной фазе. Чтобы подчеркнуть гибкость своих намерений, Путин чередует громкие речи с дружественными беседами, рыбалку с отсрочкой принятия спорных решений, давая понять, что готов к переговорам.
Несмотря на то, что он прекрасный шахматист, хозяину Кремля слишком далеко до своего соотечественника Каспарова (ко всему прочему, его политического противника) - он предоставляет Белому дому возможность для эффективного и потенциально разрушительного ответа в политическом смысле, который поможет Вашингтону справиться с собственными трудностями благодаря противостоянию путинским амбициям.
Более того, Польша получит импульс в направлении полного альянса с Соединенными Штатами и НАТО и отдалится от Европейского союза. Чехия может продолжать осторожно следовать избранной линии. Польские близнецы, сильно настроенные против России (Германии и так далее), воспользуются перманентно актуальной темой безопасности и будут использовать допотопный национализм, который они беззастенчиво культивируют, чтобы удержать на ногах непрочное, подвергающееся критике правительство. Попытки Европейского союза спроектировать линию сотрудничества с Россией в различных областях - энергетической, экономической, гуманитарной - обречены на топтание на месте. На нынешнем политическом этапе, со всеми проблемами в других регионах, Соединенные Штаты будут вынуждены просто не обращать внимания на угрозы и шантаж, которым не соответствуют конкретные инициативы в тех областях, которые их больше всего интересуют и которыми они активно занимаются.
Наступление нового Китая учит тому, что только международная политическая надежность может обеспечить престиж и важность потенциалу страны, и, следовательно, настойчивое требование Москвы о признании ее глобальной роли может остаться без ответа. Партия началась: игроки размышляют над своими ходами, зрители внимательно следят за игрой, однако в этот раз они обеспокоены тем, как бы не пришлось расплачиваться за результат, если он не перерастет в стабильное равновесие.