В среду российские политики заявили, что арест Радована Караджича, подозреваемого в геноциде, объясняется стремлением Сербии к интеграции с Западом. Некоторые уверяли, что судьба Караджича предрешена, так как трибунал ООН с их точки зрения отличается неисправимой предвзятостью.
Западные лидеры бурно приветствовали поимку Караджича, обвиняемого в организации страшной осады Сараево и в убийстве тысяч мальчиков и мужчин мусульманского вероисповедания в 1995 году в Сребренице. Но в Москве к Караджичу относятся сочувственно, так как Россия традиционно имеет тесные связи с Сербией.
Официальная позиция Москвы гласит, что Сербия выполнит свои обязательства перед ООН, если передаст Караджича специально учрежденному этой организацией трибуналу, который работает в Нидерландах.
В своем заявлении, показанном по телевизору, министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, что суд должен быть объективным, и не следует допускать, чтобы проявлялись элементы политизированности, присутствовавшие в деятельности трибунала ранее.
Но широкие слои россиян - от рядовых москвичей до аналитиков и видных российских политиков - заявляют, что арест Караджича имел политическую подоплеку, а в Гааге он предстанет перед марионеточным трибуналом. В специальном заявлении лидер компартии Геннадий Зюганов сказал, что арест Караджича стал результатом всевозможных способов грубого политического, экономического и медийного давления, оказанного на Белград Западом.
Виктор Линник, главный редактор независимой газеты "Слово", сказал, что трибунал ООН по военным преступлениям "крайне однобоко подходит к обращению с военными преступниками".
"Острие судебного процесса направлено предвзято - исключительно против сербов", - сказал Линник.
Сергей Митрохин, лидер либеральной партии "Яблоко", сказал, что Сербия произвела этот арест, руководствуясь прежде всего желанием вступить в ЕС. И действительно, представители ЕС заявили, что этот арест устранил одно из препятствий на пути Сербии в Евросоюз.
Митрохин даже утверждал, что смерть бывшего президента Югославии Слободана Милошевича во время судебного процесса над ним "стала пятном" на репутации трибунала ООН. Милошевич скончался от сердечного приступа в 2006 году, находясь под судом Гаагского трибунала. Некоторые простые россияне тоже отнеслись к аресту Караджича с подозрением.
"Я негативно оцениваю всю эту историю, - сказал 62-летний Геннадий Антонов. - Для России этот арест ничего хорошего не сулит. В конце концов, сербы - наши друзья. Своим вредить нельзя".
Другие сочли, что эти действия справедливы. "Да, Сербия очень близка России, но Караджича следует наказать", - сказал 29-летний Артем Глушенко.
Этот арест знаменует очередные разногласия между Россией и Западом в связи с событиями в Сербии. Предыдущие трения возникли, когда Косово - провинция Сербии, пользующаяся поддержкой Запада, - провозгласила независимость, а Москва осудила этот шаг.
Также по теме:
Борода и очки не спасли Караджича (Обзор прессы)