Пособничество Сербской православной церкви лицам, скрывающимся от правосудия
Социалист и министр внутренних дел Ивица Дачич рассказал, как кажется, об истинном положении дел: "Многие годы спецслужбы защищали Караджича, а теперь они его нам сдали". Факт, который разрушает фольклористику, строившуюся многие годы, миф, сложившийся вокруг скрывающегося от правосудия человека, которого многие сербы считают бойцом и даже героем.
Дело в том, что на фото Караджича - в богемной версии, с длинной белой бородой, контрастирующей с черной туникой, - некоторые видят не гуру альтернативной медицины, а православного священника, быть может, одетого не по чину. И в связи с этим вновь обретает актуальность гипотеза о том, что Караджича укрывала Сербская православная церковь. В соответствии с балканскими легендами, идея дополняется правдоподобными деталями, подробностями, но какая-либо уверенность отсутствует. За исключением одной: автокефальная церковь Белграда и особенно ее боснийский филиал последние 15 лет были для Караджича и генерала Ратко Младича "духовной тыловой базой".
Это определение принадлежит Мирко Джорджевичу, доценту социологии и религии в Университете Белграда и светскому лицу. "Никто никогда не получит доказательств того, что Караджич или Младич когда-либо находили прием или убежище в церквах и монастырях, - говорит ученый. - Православная церковь неоднократно доказывала в своих официальных документах и заявлениях, что относится к этим двум лицам не как к преступникам, а как к героическим защитникам всего сербского, а значит - защитникам веры".
Профессор затрагивает очень деликатный момент, относящийся к особенному характеру сербской культуры. История, переполненная войнами и неоднократным порабощением, складывалась почти всегда так, что сербское своеобразие в конечном итоге олицетворялось образом воина, и этот образ, в свою очередь, был готов превратиться в икону защитника веры или святого. И так было на всем протяжении многовековой войны против турок.
"Это, - продолжает профессор, - вероятно, объясняет отношение духовенства к лидерам сербов в Боснии, к которым относятся как к защитникам христианства от ислама. В меньшей степени поддается объяснению тот факт, что для многих наших священников геноцида в Сребренице как будто не было. Вероятно, настал момент даже для такой верной традициям Церкви, как наша, осознать свои ошибки и очиститься".
Все это хорошо для теории, но на практике Сербская православная церковь вступает в очень деликатный момент смены руководства, и по этой причине любые потрясения имели бы пагубные последствия. Патриарху Павлу, который учился в семинарии вместе с отцом Милошевича, далеко за 90, и он настолько болен, что от его имени действует митрополит Черногорский Амфилохий, тонкий теолог и сильная личность, а также один из тех, кто оказывал самую большую помощь укрывавшимся от правосудия: несколько лет назад, отвечая на вопрос о том, находится ли Караджич под защитой какого-нибудь монастыря, Амфилохий сказал: "Нет, но, без всякого сомнения, его защищают моя душа и мои молитвы".
В 2005 году в Пале (боснийский город, недалеко от Сараево. Пале был выбран Караджичем в качестве столицы Боснийско-Сербской Республики. - Прим. ред.) солдатам НАТО показалось, что они увидели Караджича в одной из церквей, и подразделения СФОР предприняли штурм храма Пале. Все закончилось несчастьем: был ранен отец Иеремия и убит его сын Александр (описываемые события произошли весной 2004 года. - Прим. ред.). Сразу же после этого экстремистская православная епархия Боснии назвала акцию "преступлением, терроризмом, предпринятым для того, чтобы нанести удар по основе сербской идентичности: Церкви".
Что остается? На протяжении нескольких лет ходили слухи о том, что Караджич находится в черногорском монастыре Острог, или на Фрушкой Горе (национальный парк на границе Сербии и Черногории, где расположено множество старинных монастырей, т.н. "сербский Афон". - Прим. ред.) или даже на горе Афон, как если бы Папа прятал в Ватикане Герберта Капплера (атташе рейха по вопросам полиции в Риме оберштурмбанфюрер СС). В это верила и прокурор Карла Дель Понте - она даже обвинила Черногорию в том, что ее руководство "не занимается Православной церковью, хотя она прячет тех, кто скрывается от Гаагского трибунала".
Истории о Караджиче, облаченном в рясу, или о Младиче, находящемся среди "сестер", монахинь, так и останутся чем-то средним между легендой и шутками, но позиция института, который живет по вековым законам и по велению Божию, не изменится. Если бы вам пришлось поболтать с молодым православным священником, он непременно задал бы вопрос о том, как функционирует Гаагский трибунал. Арестованный войдет в камеру в тюрьме Схевенинген в качестве обвиняемого в разжигании кровавой гражданской войны, в то время как другие предполагаемые преступники (Насер Орич, чьи люди еще до Сребреницы убили 3400 сербских крестьян, или Рамуш Харадинай, обвиняемый в серийных убийствах) были оправданы. Различный подход. А Сербская православная церковь твердо стоит на своих принципах.
Также по теме:
Борода и очки не спасли Караджича (Обзор прессы)