Штатный обозреватель The New Republic Юлия Иоффе пишет об особенностях освещения сирийского кризиса в российских СМИ. Поговорив с экспертами, она пришла к выводу, что в этом вопросе даже позиция тех СМИ, которые обычно не жалуют президента Путина, не сильно отличается от официальной, а по большому счету происходящее в Сирии не особенно беспокоит российских журналистов и их читателей.
"Западные наблюдатели, как правило, подразделяют российскую прессу на два лагеря: злых государственников и мучеников. Но российские журналисты убеждены в своем превосходстве над западными коллегами, во всяком случае, когда речь заходит о Сирии. У российских журналистов нет иллюзий, будто они более объективны, чем западные коллеги, но они убеждены, что им удается создать более реалистичную, многоплановую картину происходящего в Сирии". Причем раньше, за те три года, что Иоффе освещает события в России и общается с российскими журналистами, ей приходилось слышать только противоположные высказывания - о "превосходстве американской журналистики над молодой еще и непрофессиональной российской прессой", отмечает автор статьи. По ее словам, "в значительной степени это объясняется тем, что в основе российского взгляда - представление о наивности западной точки зрения, а вывод такой: только русские в состоянии узреть безобразные истины, на которых стоит мир".
По наблюдениям Иоффе, в российской прессе представлен весь спектр мнений от конспирологических теорий, что США снабжают повстанцев оружием и именно они организовали восстание, до "прозападных либеральных сетований, что Россия опять поддерживает плохих парней". При этом мало кто пользуется термином "арабская весна".
"Почему эта второстепенная страна привлекает так много внимания? - недоумевает главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов, говоря о Сирии. - Здесь это считается не особенно важным... Саму суть конфликта здесь представляют иначе, чем на Западе, здесь не считают, что миролюбивые борцы за свободу сражаются со скрытным, репрессивным режимом. Западная картинка до крайности пропитана идеологией и в высшей степени примитивна. У них для всех стран один шаблон, а ведь в случае с этими революциями в арабском мире ситуация одна другой сложнее. Ситуация в Сирии куда более запутанная... Многие аналитики удивлены, что Запад поддерживает исламистские восстания против секулярных режимов. Чем это заканчивается? На примере Туниса, Египта, Ливии видно, что исламисты побеждают. В России это вызывает настороженность. Чем больше исламистов будет на Ближнем Востоке, тем больше их будет на Северном Кавказе", - указывает Лукьянов.
По мнению заместителя заведующего международным отделом газеты "Коммерсант" Максима Юсина, "российская пресса более точна [в оценках], чем западная, поскольку на Западе бойцов Свободной сирийской армии изображают борцами за свободу и не понимают, что эти ребята - настоящие вампиры и, если они придут к власти, большие неприятности будут в том числе и у американцев. Американцы свыклись с "арабской весной": им кажется, что они в состоянии ее осмыслить, что демократия в Америке и в арабском мире - это одно и то же. Но в арабском мире она работает не так. Русские лучше это понимают. Они понимают, что перед нами конфликт цивилизованного мира и бомбистов-смертников, выкрикивающих "Аллах акбар!".
"Русским нравится вот так рубить с плеча, отметая восприимчивость к чужой культуре, поскольку подобные построения им кажутся искусственными и слащавыми, а потому опасными, - продолжает Иоффе. - В русском сознании геополитика - дело тяжелое и серьезное; в ней не место американскому идеализму, и, к сожалению, многие неумелые западные интервенции укрепляют русских в их мнении... В целом же складывается впечатление, что русских - и журналистов, и их аудиторию - не сильно беспокоит сирийский сюжет. Если Асада не свергнут, вряд ли он окажется на первых полосах газет или станет главной новостью в вечерних новостях. Просто еще одна мутная борьба мировых держав и их интересов. Здесь, совсем как в США, и своих проблем хватает: политическая нестабильность, коррупция, наводнения, недееспособность чиновников и вдобавок маячащий на горизонте экономический кризис", - заключает журналистка.