Единственное, о чем известно наверняка, это взрывчатка. 680 т динамита и 8 тыс. детонаторов находились на борту торгового судна Baltic Sky, задержанного в воскресенье греческими ВМС в 145 км к северо-западу от Афин.
"Атомная бомба в миниатюре", как назвал корабль один их сотрудников службы безопасности Греции. Но кому на самом деле предназначался груз? Как его должны были использовать? Греческая полиция рассматривает несколько версий. В соответствии с первой, речь идет о контрабанде оружия в горячие точки. В соответствии со второй, вызывающей наибольшую обеспокоенность, груз предназначался международным террористам. Сухогруз мог превратиться в гигантский заряд для взрыва в порту или рядом с такой целью, как мост или крейсер.
Греческие следователи при содействии иностранной разведки (ЦРУ) восстановили большую часть маршрута движения Baltic Sky. 27 апреля судно под флагом Коморских островов, принадлежащее фирме с Маршалловых островов, покинуло Албанию и 12 мая прибыло в тунисский порт Габес, где и была загружена взрывчатка. Через 10 дней судно было в Стамбуле: 2 июня на борт Baltic Sky поднялся капитан Блатак, украинец из Одессы. Он и направил корабль в южное Средиземноморье.
На первый взгляд, все эти перемещения могут показаться необъяснимыми. Может быть, экипаж, в состав которого входили пять украинцев и двое азербайджанцев, искал нового покупателя на опасный груз. Грузовой манифест (документ, предоставляемый судовой администрацией таможенным органам. - Прим. Inopressa) и тунисская компания-поставщик говорят о том, что груз предназначался "для гражданских целей" и направлялся в адрес некоей фирмы в Хартуме, Судан. Эта страна используется "Аль-Каидой" как база, а Усамой бен Ладеном как убежище.
В ходе расследования было установлено, что в документах указан лишь номер абонентского ящика компании, которая в действительности не существует. Этот прием всегда используется при нелегальной доставке оружия. Официально указывается один пункт доставки, на самом деле груз доставлялся в другой. У самого сухогруза типичная для таких судов история. Он был построен 37 лет назад и плавал под камбоджийским флагом. В марте, после ареста в Великобритании, принадлежность судна изменилась.
Греческие спецслужбы при сотрудничестве с коллегами из НАТО сконцентрировали свое внимание на взрывчатке. Она не военного, а гражданского производства. В прошлом такой взрывчаткой пользовались баскские сепаратисты из организации ЭТА. И не только они. Ближневосточные террористические группировки и американские ультраправые использовали ее наряду с газовыми баллончиками, удобрениями и бензином при организации мощных взрывов. В августе 1998 года "Аль-Каида" совершила теракты против двух американских посольств в Танзании и Кении. В обоих случаях взрывчатка была доставлена по морю.
Больше года назад международные морские власти объявили об угрозе со стороны "флота-привидения" ? тайного флота "Аль-Каиды". Около 20 торговых судов постоянно курсируют из Средиземноморья в Индийский океан. Этот прием "Аль-Каида" переняла у "Тигров освобождения Тамил Илама", создавших плавучий арсенал: оружие в любой момент могло быть продано или пойти в дело. Руководители "Аль-Каиды" используют торговые суда для транспортировки людей и средств. Оперативное командование находится в Дубаи, а стратегические терминалы - на побережье Сомали и в Карачи (Пакистан). Американцы не исключают того, что на одном из таких кораблей может находиться сам Усама бен Ладен.
Сразу же после 11 сентября ФБР объявило особую тревогу: террористы могут организовать теракты против морских объектов. Возможные задачи - протаранить крейсерский корабль; взорвать корабль, находящийся вблизи нефтяных объектов; совершить теракт на территории торгового порта, разрушить опоры крупного моста при помощи корабля-бомбы (например, Golden Gate в Сан-Франциско).
Через две недели запланирован визит президента Буша в некоторые африканские страны. Не исключено, что Baltic Sky должен был доставить тротил и детонаторы в один из африканских портов, где корабль уже ждут пиротехники "Аль-Каиды". Следователи не отрицают такой возможности, хотя на разгрузку 680 т взрывчатки ушло бы немало времени, а у побережья Африканского рога постоянно курсируют патрули НАТО.
В Афинах в эти часы рассматривают и другие варианты. Организаторы этого рейса по неизвестным пока мотивам отказались от груза, а капитан в настоящее время обращается в различные инстанции в ожидании дальнейших распоряжений.