В период своего расцвета инки контролировали территорию, простирающуюся от границ нынешней Колумбии до Чили. И это при том, что у них не было письменности, чтобы посылать сообщения с одного конца империи на другой. По крайней мере так считалось до сих пор. Однако один из антропологов Гарвардского университета, Гэри Уртон, придерживается другого мнения. По его словам, инки не только могли общаться без слов, но и делали это при помощи двоичной системы, которой европейцы научились пользоваться только несколькими веками позже.
Господин Уртон утверждает, что разгадка тайны инков всегда лежала перед глазами ученых: речь идет о "кипу", своеобразных веревочках с узелками, которые специалисты до сих пор считали обыкновенными украшениями или, в лучшем случае, примитивными счетами. Ученый уверен, что кипу - это семибитный код, т.е. система, при которой, связывая каждую веревочку определенным образом и соблюдая комбинацию семи узлов, получают определенные знаки.
На таком принципе основан код ASCII, который позволяет набирать символы на клавиатуре компьютера. ASCII - это восьмибитный код: комбинируя 0 и 1, он позволяет получать 256 символов (2 в восьмой степени). Семибитная система позволяла бы получать лишь 128 возможных комбинаций (2 в седьмой степени). Однако Гэри Уртон считает, что код инков более совершенный, поскольку узелки могли иметь 24 различных цвета, в результате чего получалось 1536 различных единиц информации (2 в шестой степени умножить на 24). Для сравнения, шумерская клинопись состояла из 1000-1500 знаков, в то время как иероглифы египтян и майя имели не более 700-800 единиц.
"Каждый из этих элементов мог обозначать какое-либо явление", - сказал Уртон в интервью британской газете Independent. "Система обеспечивала чрезвычайную гибкость. Я думаю, что умелый владелец кипу мог использовать его так же успешно, как мы сегодня используем письменность".
Подробно Уртон изложит свою теорию в книге "Signs of the Inca quipu" ("Знаки кипу инков"), которая выйдет в скором времени. Профессор пока не нашел доказательство, которое убедит остальных ученых, до сих пор сохраняющих скептицизм, и сделает из него нового Шампольона, который в свое время разгадал тайну египетских иероглифов.
Уртон уверен, что до достижения цели ему осталось немного. "Мы впервые нашли ряд кипу в месте археологических раскопок, которое хорошо сохранилось и точно датировано, а также ряд документов, написанных в тот же период". Ученый уверен, что в этих документах, составленных на испанском языке, он найдет перевод по крайней мере одного кипу.