Подрыв демократии как цена за стабильность
Пару недель назад по окончанию Европейского форума в городе Геттвайг я осведомился у российского журналиста Александра Пумпянского о судьбе возглавляемого им политического ежемесячника "Новое время". В качестве ответа он передал мне один документ.
Пугающий рассказ во всех подробностях описывал, как при помощи политической криминальной интриги и возмутительных методов на протяжении месяцев закрывали рот этому критически настроенному изданию и какую бесславную роль при этом играло российское правосудие.
И это далеко не единичный случай. По сравнению с жестоким преследованием других независимых журналистов, Пумпянский и его коллеги еще относительно легко отделались.
Правозащитники жалуются на массивные, напоминающие советское время репрессии против независимых журналистов. Итог за один лишь май 2004 года: один смертельный случай, девять случаев нападения с применением насилия, четыре ареста и 23 штрафа на сумму в 16 млн рублей. В списке из 166 стран, составленном организацией "Репортеры без границ", Россия занимает 148-е место.
Российский ученый Борис Шуматский недавно на страницах газеты Neue Zuericher Zeitung подчеркнул, что все решает страх. Все меньше журналистов готовы затрагивать щекотливые темы.
Американский биржевой спекулянт и филантроп венгерского происхождения Джордж Сорос, который за последние 15 лет вложил в проекты в России в области образования и здравоохранения почти миллиард долларов, несколько дней назад в газете New York Times обратил внимание на опасные последствия путинской политики "сильной руки".
Без свободы критики и при помощи затыкания рта гражданскому обществу модернизация, за которую выступает Путин, не может иметь успех.
Экономический рост остается абсолютным приоритетом, и все наблюдатели едины в том, что популярность Путина (сейчас около 80%!), как и весь обманчивый экономический подъем, связана с резко возросшей ценой на нефть (в четыре раза выше, чем при Ельцине).
Одновременно с этим, Путина, несмотря на злоупотребления в Чечне и на распространенную коррупцию, которую он не пресекает, рассматривают и как потенциального партнера по НАТО.
В своем обращении Федеральному собранию в конце мая Путин отверг обвинения в авторитаризме. Однако российские социологи и политологи подчеркивают, что три четверти руководящих бюрократов вокруг Путина вышли из спецслужб, армии или прокуратуры.
Как в скандальном деле нефтяного магната Ходорковского, который уже восемь месяцев дожидается суда в заключении, правила игры устанавливают наверху и только там.
В откровенном интервью венгерской экономической газете HVG московский политолог Андрей Пионтковский без обиняков заявил, что Путин - решительный противник политических свобод и его режим стабильнее, чем режим Ельцина потому, что он позволил обогатиться представителям спецслужб, которых раньше отодвинули на второй план.
По сообщениям в западной прессе, за последние годы разрушительная сила коррупции росла лавинообразно. Согласно российским источникам, в теневой экономике можно заработать так много, что должность заместителя министра из-под полы стоит полмиллиона евро.
Так что цена за кажущуюся стабильность за спиной "царя Путина" - это вызывающий беспокойство подрыв достигнутых при Ельцине свобод на пути к демократии.