Пока Вашингтон по-прежнему зацикливается на Ираке, крепнущая Россия неуклонно расширяет свое влияние в Евразии. Если следующий американский президент проигнорирует поползновения Москвы, развитие демократии в Азии окажется под угрозой и Соединенные Штаты вскоре могут столкнуться со стратегическим вызовом в одном из самых богатых полезными ископаемыми регионов мира.
В последнее время главным объектом интереса России является Монголия, одна из самых динамичных демократических стран Азии. С 1990 года, когда там впервые состоялись выборы, Монголия сформировала стабильную электоральную систему, там действуют более 15 политических партий. На счету этой страны - две мирных передачи власти. 29 июня монголы придут к избирательным урнам, чтобы выбрать новый состав парламента. Данные социологических опросов указывают, что правящая Революционная партия монгольского народа (бывшая компартия), вернувшаяся к власти в 2000 году, может проиграть выборы, а верх одержит оппозиционная Демократическая партия.
Вне зависимости от исхода выборов центральное место займут отношения Монголии с Москвой. Российская национализированная нефтяная компания "Роснефть" поставляет в Монголию более 90% потребляемой нефти. За последние три месяца "Роснефть" дважды повысила цены - всякий раз в среднем на 20%. Это накладывается на общий рост цен, из-за которого инфляция в Монголии с 2006 год составляет более 15% в год. "Роснефть" недавно сообщила официальным лицам Монголии, что "снизит" цены на нефть, если ей будут предоставлены права на "управление нефтяной промышленностью" в этой стране. Москва также хочет построить по всей Монголии 100 автозаправочных станций, которые консолидируют ее господствующее присутствие там и еще более сузят выбор потребителей в сфере энергоносителей.
Подобная тактика широко применяется и в других секторах монгольской экономики. Российский бизнес уже владеет 49% акций государственных железных дорог Монголии, а также ее крупнейшими компаниями в медеплавильной и золотодобывающей отраслях. Промышленная группа, основанная премьер-министром России Владимиром Путиным, хочет консолидировать акции всех трех компаний, принадлежащие россиянам. В этом случае кумовья Путина фактически получат почти неограниченный контроль над ключевыми игроками монгольской экономики. В официальных заявлениях руководство Монголии выражает уверенность в том, что углубление экономических связей с Россией дает преимущества, но в кулуарах признает, что Москва давит, требуя открыть рынки для себя. Монголы также выражают сожаление относительно недостаточных инвестиций западных компаний.
Несмотря на эту настороженность, президент Монголии Намбарын Энхбаяр в мае посетил Москву и согласился вернуться к обсуждению вопросов совместного производства урана и сотрудничества в атомной промышленности. Новый президент России Дмитрий Медведев заявил, что объем двусторонней торговли вскоре превысит 1 млрд долларов, что упрочит положение России как крупнейшего торгового партнера Монголии после Китая. Если эти тенденции продолжатся, Монголия может превратиться в экономический сателлит путинской России, в последнее время настроенной на экспансию.
Для молодых государств Азии, особенно демократических, ставки высоки: они должны как-то удовлетворять требования России, одновременно доказывая собственным гражданам, что способны защитить свою независимость. Если Россия сумеет шантажом принудить Монголию к экономической покорности, то затем, возможно, попробует распространить эту тактику на другие страны Центральной Азии.
Вообразите, какой прецедент это создаст. Китай, в свою очередь, тоже может решить, что трудоемкие переговоры и дипломатические усилия - это пустая трата времени, когда можно употребить власть экспортера и импортера. Демократические Япония и Южная Корея могут почувствовать на себе усиленный нажим - требования вступить в эксклюзивные торговые блоки, где верховодят авторитарные режимы. И наконец, Монголию и другие государства, возможно, попросят пойти на стратегические уступки российским силам безопасности ради "защиты" инвестиций Москвы. Таким образом Россия может обрести новые возможности для экспансии своих военных за пределами границ.
Что тут может сделать Вашингтон? Во-первых, мы должны поощрять расширение торговли США с Монголией. В 2007 году общий товарооборот составил примерно 120 млн долларов. Нам следует выйти за пределы нашего Рамочного соглашения о торговле и инвестициях, заключенного в 2004 году, и начать переговоры по полноценному договору о свободе торговли. Кроме того, Millennium Challenge Corporation, которая финансируется правительством США, следует расширить ее планы инфраструктурных проектов в Монголии, дабы они значительно превзошли их нынешний бюджет, в совокупности составляющий 285 млн долларов. В этом отношении монголы могут помочь себе и сами: вялость западных инвестиций отчасти объясняется сохраняющимися проблемами в области государственного управления.
Во-вторых, нам следует направить мировое общественное мнение против тактики принуждения, применяемой Россией, и осудить эксклюзивные экономические соглашения. Развивающиеся государства должны быть уверены, что против них не будут использоваться экономические рычаги для достижения несправедливых преимуществ. По сей день и США, и демократические страны Азии молча стоят в стороне, пока Россия все сильнее запугивает Монголию.
В-третьих, Америка может продвигать идею Партнерства демократий Азиатско-Тихоокеанского региона, выдвинутую президентом Бушем на саммите организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в 2007 году, и объединить свободные страны Азии для поддержки демократических ценностей и помощи государствам, которые создают либеральные структуры. Монголия должна почувствовать, что США твердо привержены делу укрепления связей между демократическими государствами региона и решения общих проблем как экономического, так и стратегического характера.
И наконец, США и Монголия могут углубить свое впечатляющее сотрудничество в области безопасности, включающее в себя совместное обучение и учения миротворческой направленности. Даже в отсутствие формальных связей с Соединенными Штатами в сфере безопасности Монголия создала тренировочный центр подготовки к миротворческим операциям и направила в Ирак без малого 200 военнослужащих. Для молодой демократии Монголия проявляет похвальную готовность не замыкаться в собственных границах и играть конструктивную роль в мире. Президент Буш во время своего визита в Монголию в ноябре 2005 года назвал эту страну "братом по делу свободы". Теперь Соединенным Штатам пора способствовать защите этой свободы как от экономических, так и от политических угроз.
Ослин - научный сотрудник отдела исследований Азии American Enterprise Institute