После нивелирующей власти атома пришла нивелирующая власть кибершпионажа, пишет французский философ Андре Глюксманн в статье, опубликованной в газете Corriere della Sera.
"На протяжении нескольких месяцев по причине состояния здоровья я был вынужден прервать повседневное чтение газет. Когда я вновь вернулся к контакту с реальностью, мне показалось, что ничего не изменилось, - пишет автор статьи. - Химический Асад продолжает планомерное уничтожение своего народа под военным патронажем Москвы. Ходорковский продолжает гнить в ГУЛАГе, как и молодые Pussy Riot, к которым вскоре присоединится и Алексей Навальный, как и многочисленные безвестные оппозиционеры. Путин насвистывает припев о "заграничном заговоре", столь дорогой сердцам Сталина и Брежнева, и устраняет, через друзей и негодяев, ростки демократии на Украине и в Грузии. Повсюду исламисты саботируют революции и мечты о свободе. Иран создает собственную атомную бомбу. Страны, обладающие вредоносной властью, блокируют деятельность СБ ООН, а демократические институты спят. Ничего не изменилось", - пишет Андре Глюксманн.
"Меня, однако, удивило сообщение, прошедшее почти незамеченным, о том, что прототипы вооружений, планы и стратегические разработки на 25 лет, создававшиеся Госдепартаментом США и Пентагоном, были расшифрованы и переданы Китаю. Ущерб стратосферического масштаба. Такого не было ни во времена мировых войн, ни в годы холодной войны. Факт передачи сверхсекретной информации не был подвергнут сомнению, но очень быстро от сообщения не осталось следа. Быть может, все это мне приснилось? Или же масштабы утечки приговаривают к молчанию? В свое время Гитлер показался Сталину более правдивым, чем его секретные агенты, и когда нацистские войска вторглись в великую Россию, Красная армия была застигнута врасплох. На заре холодной войны секреты американской атомной бомбы были переданы Москве, что привело к изменению расстановки сил в мире. Предательство - ресурс шпионажа. (...) Фактом остается то, что планы подготовки к будущим десятилетиям самой великой мировой державы были преподнесены противнику на серебряном блюдечке. (...) Мы вступаем в неизвестную и мрачную эру. После нивелирующей силы атома пришла власть нивелирующей силы кибершпионажа. (...) Классическая война - горячая или холодная - противопоставляла противников, объединившихся в "лагеря". Завтра, а быть может, и сегодня, мобильность и изменение позиций рискуют создавать и переделывать альянсы. Приход гиперкибершпионажа приводит к разрушению границ и традиционных делений. Кто может поручиться, что однажды либеральные китайцы и авторитарные китайцы не сыграют друг против друга, как это уже не раз случалось между китайцами, русскими, арабами, европейцами? Будущее как никогда открыто и непредсказуемо. Лихорадка религиозных войн и взрывоопасность политический перипетий всегда влекут к краю бездны. Соперники кровожадных руководителей подавления восстания на площади Тяньаньмэнь, поступки в стиле агента КГБ Путина, с финансовым и экономическим кризисом, не возвещают о приходе безмятежного будущего. В условиях киберпротивостояния вызов заключается не в том, чтобы завоевать небо, а в отдалении от пропасти", - отмечает философ.