10 лет назад мало кто слышал о глютене, однако сегодня 30% американцев стараются его не употреблять. Крупнейшие производители продуктов питания и ресторанные сети адаптируют рецепты и этикетки, чтобы заработать на тренде, превращая безглютеновую диету в многомиллиардную индустрию, говорится в статье журналистки The Wall Street Journal Джули Джаргон.
Однако противников глютена ждет сюрприз: многие специалисты утверждают, что польза безглютеновой диеты не доказана - разве что для небольшого сегмента потребителей, чей организм не способен переваривать протеин.
Желание питаться лучше в сочетании со стремлением производителей продуктов использовать новый шанс привело к появлению цикла влияния, который набирает обороты при помощи интернета, пишет Джаргон. Результатом стала какофония из соперничающих спекуляций и мнений о том, как мы едим, которая открывает для потребителей новые возможности, но одновременно сбивает с толку.
К традиционным "диетическим" этикеткам - "с низким содержанием жира" и "с низким содержанием сахара" - добавились надписи "низкоуглеводный", "полностью натуральный", "органический продукт", "без ГМО", "без добавления молочных продуктов", "пробиотический", "безгормональный" и другие, сообщает автор статьи.
Критики предупреждают, что ряд подобных этикеток может вводить в заблуждение: например, этикетка "не содержит трансжиров" оказывается на продуктах вроде молока, что должно наталкивать на мысль о превосходстве этого продукта, при том что в молоке никогда и не содержались искусственные трансжиры, забивающие артерии.
Нигде хаотический цикл взаимовлияния потребителей и производителей продуктов не проявляется так заметно, как в "безглютеновой мании", продолжает журналистика, напоминая, что глютен - клейковина - содержится в пшенице, ячмене и ржи. "Благодаря эластичной структуре он отлично подходит для выпечки, однако у незначительного количества людей вызывает аутоиммунную реакцию, повреждая ворсинки кишечника", - сообщает она читателям.
Примерно 2-3 млн американцев, меньше 1% населения, страдают от этого наследственного заболевания - целиакии.
Безглютеновые продукты начали набирать популярность после того, как была усовершенствована диагностика целиакии. "Некоторые доктора начали предлагать исключение глютена из диеты для борьбы с загадочными заболеваниями. К движению начали присоединятся знаменитости, рекламируя его как способ похудеть и зарядиться энергией", - говорится в статье.
Всего за несколько лет тренд закрепился: теперь продукты без глютена можно найти в любом американском супермаркете. Существует даже безглютеновый собачий корм. Мировой объем розничных продаж продуктов, специально разработанных таким образом, чтобы исключить глютен, составил в прошлом году 2,1 млрд долларов, что вдвое больше, чем в 2007 году.
Стараясь удовлетворить растущий аппетит потребителей, производители начали лепить этикетки даже на продукты, которые никогда не содержали пшеницы, ячменя или ржи. Благодаря этому в США объем продаж безглютеновых продуктов (неважно, могут ли они вообще содержать клейковину) вырос за прошлый год до 23 млрд долларов с 11,5 млрд долларов в 2010 году.
В большинстве случаев убрать глютен из состава выпечки, макаронных изделий и других продуктов не так-то просто, поясняет журналистка: "заменители пшеницы не удерживают жир, не могут так же хорошо держать структуру, многие неприятны на вкус".
Сегодняшнее положение вещей напоминает историку Абигейл Кэрролл ситуацию, сложившуюся в конце 1970-х. Когда американское правительство рекомендовало жителям сократить потребление жиров, пищевая индустрия выпустила ряд продуктов с низким содержанием жира, но более высоким содержанием сахара. "Все думали, что они полезны для здоровья, так что люди ели больше этих продуктов и в итоге набирали вес, - объясняет Кэрролл. - Потребление жира сократилась, но в 1980-е выросла проблема ожирения как болезни".
Многие диетологи говорят, что больше всего их тревожит изобилие безглютеновых снэков и десертов. "Десять лет назад безглютеновая диета помогла бы вам сбросить вес, потому что вам пришлось бы отказаться от множества продуктов вроде маффинов и хлеба, - рассказала автору статьи Марго Вутан, директор диетологического направления в вашингтонском Центре науки в общественных интересах. - На самом деле мода на безглютеновую диету подорвала здоровье людей, поскольку сегодня существуют безглютеновые варианты всевозможного джанк-фуда. Пончик остается пончиком независимо от того, есть в нем глютен или нет".