Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 марта 2004 г.

Джон Хьюз | The Christian Science Monitor

Российско-китайский фактор

В последующие семь месяцев дебаты по поводу внешней политики между кандидатами в президенты Джорджем Бушем и Джоном Керри будут в основном касаться проблем Ирака, Ирана и Северной Кореи. Это важные проблемы: Ирак - потому что это ключ к демократическим реформам в арабском мире, Иран и Северная Корея - потому что их претензии на обладание ядерным оружием не до конца ясны.

Но события последних дней, а именно результаты выборов в России и на Тайване, позволяют предположить, что, как только новый президент приступит к своим обязанностям, взаимоотношения с Россией и Китаем встанут в ряд самых крупных проблем внешней политики.

Наряду с Японией, эти страны наиболее значимы во внешнеполитической деятельности американского президента. Но если Япония - демократическая страна со стабильной экономикой, то Россия и Китай, несмотря на заметный экономический рост (который в 2003 году в России составил 6,8, а в Китае - 9,1%), в последнее время замечены в опасном заигрывании с авторитаризмом.

Возьмем для начала Россию. 14 марта президент Путин предсказуемо выиграл выборы, получив 71% голосов. Эти цифры отражают уровень его популярности, но по большому счету это были состязания с одним участником. Дело в том, что Путин, бывший офицер КГБ, вывел своих соперников из игры, монополизировав СМИ и правительственные ресурсы. Его победа эффектно завершила процесс централизации власти.

На фоне протокольных поздравлений от лица президента Буша госсекретарь Колин Пауэлл и советник по безопасности Кондолиза Райс раскритиковали состоявшиеся выборы за недемократичность. Международные наблюдатели озвучили те же замечания, упрекнув прессу и официальные избирательные органы в пристрастности.

В прошлом месяце документ по вопросам политики ЕС обвинял Россию в поведении, противоречащем европейским и общемировым нормам.

Теперь остается только гадать, качнулся ли маятник настолько сильно, что Россия возвращается к авторитарному управлению, или же Путин использует свои новообретенные политические возможности для проведения тех реформ, которых ожидает мировое сообщество.

Все это станет проблемой для того, кто будет избран президентом США в ноябре. Путин оказывал поддержку Бушу в борьбе с терроризмом в Центральной Азии. Россия также шла на сотрудничество в сфере разведки и в вопросе переоценки долгов Ирака.

Возможно, из соображений кви про кво (одно вместо другого, "баш на баш". - Прим. ред.) Буш хранил молчание по вопросам Чечни, когда Россию обвиняли в жестокости. Но напряжение будет расти по мере того, как страны бывшего соцлагеря приближаются к Западу, а США и НАТО размещают свои военные базы ближе к России.

Учитывая возможности развития ситуации, будущий президент США должен тщательно балансировать политику сотрудничества с полезным союзником, и твердую позицию, осуждающую преступления против прав человека.

Теперь то, что касается Китая. Выборы в Тайване на прошлой неделе ничуть не способствовали снятию напряжения в отношениях между Китаем и Тайванем, напряжения, связанного не в последнюю очередь с США.

Президент Чэнь Шуйбянь победил с незначительным перевесом, но значение этого события можно оценить как спорное. Референдум об усилении военных потенциалов Тайваня не состоялся из-за недостаточной явки избирателей.

В глазах Пекина этот референдум был еще одной попыткой Тайваня объявить свою независимость, против чего Китай категорически возражает, считая Тайвань своей неотъемлемой частью.

Здесь на сцену выходят США. Китай, как и Россия, оказывал поддержку администрации Буша, взяв на себя ведущую роль в переговорах с Северной Кореей по поводу нейтрализации ядерной программы.

Возможно, из соображений взаимных уступок Буш постарался оправдать ожидания Китая, что Америка будет способствовать уменьшению претензий Тайваня на независимость.

Нуждаясь в сотрудничестве с Китаем, с одной стороны, Америка все же вынуждена будет занять четкую позицию и встать на защиту Тайваня в случае, если Пекин решит предпринять карательные действия против Тайбэй, где беглецы из Китая спасались от коммунизма. Это потребует от будущего президента такого же жонглерского навыка, как и в отношениях с Россией.

Соединенные Штаты должны приветствовать укрепляющиеся экономики России и Китая. Чем стабильнее экономика страны, тем больше потребительской сознательности будут проявлять следующие поколения и тем менее вероятно, что они станут развязывать войны.

Но экономическая система выигрывает, если развивается при демократическом правительстве. Будущий президент США чувствовал бы себя спокойнее, если бы Россия и Китай делали более явные шаги в этом направлении.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru