Аснар был принят в путинской России со всей теплотой и вежливостью, которых ему так не хватало во время визита в ельцинскую Россию. Чтобы стереть из памяти испанского премьера воспоминания о долгом ожидании, к которому год назад вынудил Аснара Ельцин, Путин предложил к услугам Аснара весь комплект традиционного русского гостеприимства, чтобы отдать должные почести главе испанского правительства. Приватный ужин на президентской даче - это привилегия, которой были удостоены лишь немногие, например Блэр и Шредер; Аснар это оценил, горячо выразив свою признательность.
Второй визит Аснара в Москву засвидетельствовал хорошие испано-российские отношения. По его итогам был подписан ряд соглашений, касающихся сотрудничества в области наземного и морского транспорта, а также реструктуризация от 5% до 10% российского долга Испании (он составляет 350 млрд. песет) в инвестиции. Главная цель Кремля заключается в том, чтобы привлечь испанских инвесторов и положить конец их оправданному нежеланию приходить на рынок, для которого характерны такие пороки, как юридическая ненадежность, коррупция и мафия. Нет никаких сомнений, что Испании сейчас выгодно активизировать нынешнее символическое присутствие в России, а Путину необходимо улучшить инвестиционный климат. Тем не менее, если он хочет, чтобы к России проявляли доверие, то сначала он должен убедить новый класс богатых россиян вкладывать деньги в свою страну вместо того, чтобы вывозить их в более надежные места, включая Испанию.
В политической области Путин и Аснар разделяют обеспокоенность по поводу развития ситуации на Балканах, кризиса на Ближнем Востоке и сохранения глобальной геостратегической стабильности. Тем не менее, есть и такие вопросы, по которым между ними существуют разногласия. Один из них - решительное наступление Кремля на свободу слова. Другой - жестокое подавление Чечни. Поскольку Путин столь же хитер, сколь прагматичен, он попытался заручиться поддержкой в этих вопросах со стороны западных лидеров. Позавчера, в присутствии явно чувствовавшего себя не в своей тарелке Аснара, он выразил большое удовлетворение уровнем понимания его политики в Чечне со стороны испанского правительства. ?Испания, - объяснил он, - лучше других понимает, какую проблему представляет для Москвы Чечня, поскольку испанцам очень хорошо известно, что значит страдать от терроризма?.
Путин что-то путает. Террор, которому подвергаются те, кто не сгибается перед бесчувственными боевиками ETA, не сравним с ситуацией, которая сейчас сложилась в России. Чечня - это республика, которая была силой покорена в советские времена, а теперь стала жертвой систематических нарушений прав человека со стороны российских властей. Путин может заручиться дружеским расположением со стороны европейских лидеров и доверием со стороны инвесторов, но для того, чтобы завоевать уважение со стороны международного сообщества, он должен предъявить конкретные свидетельства своих демократических убеждений.