"Меры безопасности будут применяться, но говорить о них не имеет смысла, иначе они уже не будут мерами безопасности", - заявил министр внутренних дел Италии Клаудио Скайола после сообщений о том, что на борту самолетов, прилетающих в Рим в период проведения на военной базе Пратика ди Маре саммита НАТО-Россия будут находиться "шерифы", представители служб безопасности. Говоря о безопасности участников встречи в верхах, министр добавил: "Предусмотрены все необходимые меры, хотя угроза совершения терактов продолжает оставаться высокой". Иными словами, на итальянской военной базе Пратика ди Маре введена повышенная готовность.
"Строжайший" контроль за полетами гражданской авиации, включая и маленькие самолеты; повышенная готовность в подразделениях противовоздушной обороны. Число полетов в аэропорт Фьюмичино будет сокращено: не более 20 прибывающих и убывающих рейсов в час. Чампино и аэропорт Урбе, предназначенный для небольших самолетов, будут вовсе закрыты.
На целом ряде рейсов, считающихся "специальными", будет ужесточен контроль. Эти проверки касаются пассажиров, багажа как ручного, так и перевозимого в грузовом отсеке, и самого самолета (будет обследоваться даже двигательный отсек).
Аналогичные меры предосторожности будут осуществляться и иностранными авиакомпаниями. Соответствующим проверкам будут подвергнуты аэроклубы и другие родственные организации. Будет осуществлен мониторинг деятельности этих структур и их членов.
Но самую мощную защиту развернула система ПВО ВВС Италии. База Пратика ди Маре, вторая по размерам в Европе, является военной структурой, оснащенной эффективной системой контроля за воздушным транспортом и системой противовоздушной обороны. Таким образом, если процесс приема и передачи секретных сообщений будет надежным и быстрым благодаря военному спутнику Sicral, сложная спутниковая система будет отслеживать перемещение каждого самолета в пределах всего национального воздушного пространства. Речь идет о комплексной системе, наземной и воздушной, которая может рассчитывать на стационарные и мобильные наземные установки и на два самолета, оснащенных системой Awacs.
Сразу же после выявления возможной угрозы возникнет задача по ее нейтрализации. С этой целью на земле развернуты батареи ракетных установок Spada и Aspide, зенитные ракетные системы имеются также на кораблях ВМС Италии, находящихся в открытом море. В полной боевой готовности находятся истребители F-104 и Tornado: пары самолетов-перехватчиков с экипажами на борту будут готовы к вылету через несколько секунд после получения сигнала тревоги. Аналогичная степень готовности введена и для определенного числа вертолетов, принадлежащих как вооруженным силам, так и полиции. Эти вертолеты предназначены не только для воздушного боя, но и для ведения разведки, прежде всего для выявления опасности, надвигающейся со стороны моря.
"Мозг" аппарата безопасности будет находиться непосредственно на территории военно-воздушной базы (где за несколько часов из ниоткуда появилось здание с офисами и жилыми помещениями). На командном пункте будут постоянно дежурить представители военного командования и гражданских структур, готовые "своевременно отреагировать на любую опасность".
Благодаря развернутым в районе проведения встречи силам можно будет сбить любые вражеские самолеты. Принимались в расчет все возможные варианты. Включая и самые фантастические, такие, как угон самолета террористом-камикадзе: но здесь возникла проблема, и она до сих пор не решена: кто должен отдать приказ о том, чтобы сбить этот самолет.