Недавно обнаруженные документы показывают, что Советский Союз был готов уничтожить своих союзников в гражданской войне в Испании
Для многих людей во всем мире героический миф об Испанской республике тесно связан с интернациональными бригадами. Никто не мог поставить под сомнение идеализм и самопожертвование добровольцев из 52 стран, которые отправились в Испанию, веря, что смогут победить там фашизм. Однако недавно обнаруженные в российских архивах документы раскрывают леденящие кровь подробности деятельности организаторов Коминтерна, которые отчаянно жертвовали человеческими жизнями в бесплодных атаках.
Еще до того, как добровольцы добрались до Испании, советники из Советского Союза планировали уничтожить своих союзников, представляющих левое крыло. В сентябре 1936 года генерал Горев сообщал в Москву: "Борьба с анархистами абсолютно неизбежна после победы над "белыми". Борьба будет жестокой". Представитель Коминтерна Андре Марти писал в октябре: "После победы мы с ними поквитаемся, тем более что к тому времени у нас будет сильная армия". А газета "Правда" открыто писала в декабре, что "чистка троцкистских и анархо-синдикалистских элементов будет проводиться так же энергично, как в СССР". Союз Народного фронта был всего лишь временной тактикой. Сталинисты не были готовы делиться властью с кем бы то ни было.
Хотя, по словам Сталина, он не хотел, чтобы враги Испании видели в ней "коммунистическую республику", представители Коминтерна попытались получить там полный контроль. Испанские коммунисты проникли в кадровое управление Минобороны с самого начала войны. К марту 1937 года члены партии занимали 27 из 38 ключевых постов, а некоторые другие посты занимали сочувствующие им.
Очевидно, руководство Коминтерна рассматривало Испанскую республику в качестве будущего сателлита Советского Союза, несмотря на желание Сталина скрыть свою заинтересованность.
Некоммунистические члены интернациональных бригад были шокированы ненавистью коммунистов к левым, но члены партии проглотили партийную линию, продемонстрированную в показательных процессах против "троцкистских фашистов", которые были объявлены тайными агентами гестапо. Сталинская паранойя была экспортирована в Испанию, хотя некоторые российские историки начинают предполагать, что теории заговоров были разработаны в Испании, чтобы спровоцировать чистки в СССР.
Самым большим шоком для "волонтеров свободы", как называли членов интернациональных бригад, стал советский стиль поддержания дисциплины, когда случайно выбирали несколько человек и убивали их выстрелом в затылок. После того, как во время битвы у Сеговии одна дивизия отступила, генерал Вальтер предложил казнить дезертиров на месте.
Каждая неудача объяснялась преднамеренным саботажем и вредительством "пятой колонны", которую фашисты якобы внедрили в ряды интернациональных бригад. В рамках интернациональных бригад был также создан собственный "концентрационный лагерь" Lukacs.
Ущерб, нанесенный всем этим моральному состоянию антифранкистских сил, был огромным, но мало кто из добровольных членов бригад рассказывал об этом по возвращении домой из страха нанести вред делу республики. А командиры Коминтерна, демонстрировавшие безграничную преданность делу сталинизма со всей возможной беспощадностью, и не предполагали, что их сообщения в Москву будут когда-либо обнародованы, пусть даже через 70 лет.
Энтони Бивор - автор книги "Битва за Испанию: Испанская гражданская война 1936-1939", вышедшей в издательстве Weidenfeld & Nicolson.