Евросоюз плохо подготовлен на случай победы националистических сил, пишет обозреватель швейцарской газеты Neue Zuercher Zeitung Никлаус Нусплингер после того, как на президентских выборах в Австрии чуть было не победил кандидат от "Австрийской партии свободы" Норберт Хофер.
"Да, власть австрийского президента ограничена и, конечно, в случае победы Хофера Австрия не превратилась бы за один день в непредсказуемого члена Евросоюза. Тем не менее, когда в конце концов победителем президентских выборов стал не Хофер, а "зеленый" Александр ван дер Беллен, в Брюсселе почувствовали большое облегчение", - рассказывает автор. "Успехам партий, критически настроенных по отношения к ЕС, приписывается эффект общеевропейского сигнала: мол, победа Хофера была бы расценена как дальнейшее ослабление попавшего в кризис ЕС всего за несколько недель до голосования по поводу "Брекзита" в Великобритании", - говорится в статье.
Многие европарламентарии приняли результат выборов с большим удовлетворением, глава итальянского МИДа Паоло Джентилони даже заявил, что по Европе прошел "вздох облегчения". Но то, что кандидат от "Партии свободы" сумел сплотить за собой половину граждан Австрии, стало "чем-то вроде предупредительного выстрела для ЕС - в особенности на фоне кандидатуры Марин Ле Пен на выборах президента Франции в 2017 году".
"У Еврокомиссии и государств ЕС есть немалые проблемы в обращении с теми странами-участницами, где правящие партии враждебны по отношению к ЕС или к мигрантам", - говорится далее. К примеру, когда в 2000 году "Австрийская партия свободы" под руководством Йорга Хайдера вошла в коалиционное правительство, со стороны ЕС последовала жесткая реакция. Из-за позиции АПС в вопросе иностранцев 14 других государств ЕС приняли решение принимать австрийского посла только на техническом уровне - официальные контакты на политическом уровне с правительством были отложены. Но это оказалось "снарядом, разорвавшимся в канале пушки": граждане Австрии были солидарны с правительством, и спустя несколько месяцев ЕС тихо отменил контрпродуктивные санкции, напоминает журналист.
"С тех пор Брюссель стал действовать намного осторожнее, - отмечает автор. - Тот факт, что с 2015 году в финское правительство попали правопопулистские "Финны", вообще не имел последствий".
Как подытоживает Нуспрингер, Евросоюз "в целом плохо подготовлен на случай, если одно из государств-участников решит попрощаться с общеевропейским единомыслием и демократическими принципами. Разумеется, соглашения ЕС предусматривают возможность в экстренном случае лишить одну из стран права голоса, но это будет настолько вопиющим вмешательством, что в Брюсселе его называют не иначе как "ядерной опцией" и не собираются использовать".