Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 ноября 2004 г.

Серж Андерлен | Le Temps

Противостояние на Украине имеет серьезную геополитическую подоплеку

Не начинается ли на Украине революция по грузинскому сценарию? Сравнение напрашивается само собой. Тот же массовый вброс бюллетеней в урны, организованный властями, та же мобилизация масс хорошо структурированной оппозицией. У нее существуют многочисленные друзья на Западе. Все видели руку (и кошелек) финансиста-филантропа Джорджа Сороса - поддерживаемого наступательной американской дипломатией на периферии бывшего СССР - за студенческими движениями "Отпор" в Югославии (октябрь 2000 года) и "Кмара" в Грузии (ноябрь 2003 года). Эти же рука и кошелек просматриваются сегодня за движением "Пора", организовавшим манифестации в Киеве.

Послужит ли тбилисская "революция роз" моделью для киевской "каштановой революции"? "Это далеко не очевидно. В Грузии с ее 4-миллионным населением на улицы вышло 100 тысяч человек. Люди приехали в столицу со всей страны, чтобы продемонстрировать свою решимость. Здесь же мобилизация масс пропорционально была гораздо менее масштабной, - говорит один из западных дипломатов, работающих в Киеве. - На Украине живет 48 миллионов человек. На мой взгляд, для того чтобы толпы произвели эффект, равный "грузинскому", перед зданием Верховной Рады должен стоять миллион человек. До этого еще далеко. Но в ближайшие часы или недели может случиться всякое. Ситуация совершенно непредсказуема".

Есть и другой аргумент, говорящий не в пользу вероятности более массового подъема: украинцы живут лучше, чем грузины. В прошлом году жители Грузии выразили нежелание и впредь подчиняться мафиозному клану - виновнику их нужды. Но на Украине уровень безработицы составляет "всего лишь" 8%, а экономика переживает бурный рост (в этом году он должен составить 12,7%).

"Это способствовало появлению в городах крепких ростков будущего среднего класса. Конечно, в принципе он поддерживает Ющенко, но, видимо, люди не готовы решиться на продолжительный хаос ради того, чтобы сделать его президентом", - отмечает Торнике Гордадзе, специалист по странам бывшего СССР из парижского Института политических наук.

Как бы то ни было, во вторник вечером оранжевая волна (оранжевый цвет сделала символом своей кампании "Наша Украина" - оппозиционное движение Виктора Ющенко) поднялась еще выше. На площади Независимости в центре Киева стояло 200 тысяч человек.

Может ли Москва позволить себе "потерять Украину"? Для России на геополитическую карту поставлено очень многое. Кремль довольно легко отпустил Грузию. Совсем другое дело - Украина, вторая по площади (после России) европейская страна, в которой расположен цвет советской "оборонки", в частности авиационный научно-технический комплекс имени Антонова, который продолжает поставлять самолеты российской армии.

У кремлевской фобии есть имя: это НАТО. Русским уже пришлось с ужасом наблюдать за вступлением их бывших балтийских "пешек" в Североатлантический альянс. На Кавказе следующая страна по списку - Грузия. Как и прикаспийская нефтяная республика - Азербайджан. В последние месяцы визиты высоких чинов Пентагона в Баку следуют один за другим. Стоит вопрос о размещении здесь американских военных баз, которые позволили бы США контролировать Центральную Азии - очаг исламизма.

Может ли Россия согласиться с перспективой присутствия ядерных американских подлодок в глубоководном порту Севастополя? Разумеется, нет, и вся геополитическая проблема для нее, возможно, сводится именно к обладанию Крымским полуостровом. В 1954 году Хрущев уступил его Украине, но со времен постройки здесь в царскую эпоху первых военных объектов он всегда был русским. Крым был аванпостом империи при Екатерине Великой, и сегодня он остается аванпостом России Владимира Путина - России, которая и так потеряла целый ряд стратегически важных портов на Балтике с уходом Литвы, Латвии и Эстонии. То, что происходит сегодня на Украине, может стать концом путинской мечты о восстановлении влияния России на бывшие советские провинции.

Что выиграл бы Европейский союз, привязав к себе Украину? Сближение между Киевом и Брюсселем позволило бы продвинуть периметр континентальной безопасности (борьба с трансграничной преступностью, контроль над миграционными потоками) к востоку от новых восточных границ ЕС: с Украиной граничат Литва, Польша, Словакия и Венгрия.

Не менее велико (хотя на это меньше обращается внимание) значение для европейских стран Украины как энергетического коридора. Черное золото и газ из Сибири идут на запад через Украину. Так, например, старый газопровод "Дружба" имеет выход в страны ЕС через Словакию. Нефтепровод связывает черноморский порт Одессу с городом Броды, что у границы с Польшей. Сейчас этот транзит осуществляется на условиях Москвы. В обмен на это Киев, не имеющий своих подземных запасов нефти и газа, получает из России энергию по льготному тарифу. В качестве президента Ющенко, возможно, и не будет выступать против интересов российского газового гиганта "Газпрома", но, с точки зрения Кремля, риск слишком велик.

Впрочем - и это лишний раз указывает на важность стратегического и экономического партнерства между Киевом и Москвой - президент Леонид Кучма в апреле этого года решил использовать нефтепровод Одесса - Броды... в обратном направлении, т.е. для загрузки российских супертанкеров в одесском порту, откуда они направляются в Босфор.

Есть и еще одна жемчужина в украинской короне, интересующая как европейские страны, так и Россию: это сталелитейные комбинаты, модернизация которых (в значительной мере ставшая следствием выросшего китайского аппетита) стала движущей силой экономического подъема страны.

Источник: Le Temps


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru