Для российского руководства, несмотря на растущую напряженность в отношениях с европейцами, другой альтернативы не существует: Россия продолжает делать ставки на ЕС как на важнейшего стратегического партнера. Хозяин Кремля Владимир Путин подчеркнул эту позицию в открытом письме, опубликованном в одном английском издании, где российский президент отметил, что не видит никаких областей, которые не были бы открыты для более тесного сотрудничества с ЕС.
За спором, который разгорелся в ЕС перед началом переговоров по поводу нового соглашения о партнерстве, из Кремля, по мнению иностранных дипломатов, наблюдают со всей "невозмутимостью". Несмотря на оплошность (бестактность?) европейцев, Россия ведет себя "профессионально", отмечают представители стран ЕС.
"На самом деле некоторые наверняка будут разочарованы", - говорит Евгений Баджанов, глава московского Institute for Contemporary International Studies. В основополагающей линии московской политики ничего не изменится: Россия делает ставки на многополярный мир, в котором Европа - самый важный партнер. Кремль критически относится к политике США. "Европа нужна нам еще и для того, чтобы иметь возможность оказывать давление на Вашингтон", - утверждает Баджанов.
Разобщенность европейцев может быть даже на руку русским, полагают дипломаты: Кремль способен настраивать друг против друга отдельные страны ЕС, прежде всего в вопросах энергетики, которые, по мнению европейцев, должны занимать центральное место в новом соглашении о партнерстве. Так, Кремль недавно предложил Германии, взять на себя роль "поворотного круга" для российского газа. Эти заигрывания вынудили федеральное правительство оправдываться перед своими соседями по ЕС, поскольку европейские страны скептически относятся к тесному германо-российскому альянсу.
Официально же Россия дистанцируется. По словам Сергея Ястржембского, спецпредставителя России по отношениям с ЕС, это "сугубо внутриЕСовская проблема" и Россия не станет в нее вмешиваться. В вето, наложенном Польшей, нет ничего драматического. Несмотря на подобные заявления, позиция Польши оставила свой след. Дипломатические наблюдатели в Москве отмечают, что отношение к Европе несколько изменилось: если с конца 1990-х годов отдельные представители российской правительственной элиты поговаривали о вступлении в ЕС, то сейчас усилились националистические и критические по отношению к Европе настроения. "Мы не можем полностью расслабиться", - говорит один высокопоставленный дипломат. Нередко не хватает консенсуса, но важнее всего для России - вести диалог с Европой на равных.