Привычка - вторая натура. Даже если руку ФСБ (бывшего КГБ) в деле Александра Литвиненко доказать не удастся, факт в том, что российские спецслужбы по-прежнему испытывают нездоровый интерес к разработке загадочных препаратов и химических веществ, которые могут убивать, не оставляя следа.
На смену "Камере" - созданной Сталиным фабрике ядов времен холодной войны - пришло подразделение с эвфемистическим названием Управление оперативно-технических мероприятий, но в нем по-прежнему есть лаборатория, занимающаяся поисками новых способов убийства людей.
Она поставляет смертельные вещества 12-му отделу управления "С" СВР (российская Служба внешней разведки), которое занимается биологическим оружием.
Олег Калугин, который проработал в КГБ 32 года, а сейчас живет на Западе, рассказал в своей книге о российском шпионаже "Spymaster" (руководитель шпионской сети. - Прим. ред.), что лаборатория изобретала такие яды, которые агенты могли бы добавлять в напитки, и гели, которые при нанесении на кожу человека вызывают инфаркт.
Он говорит, что при обсуждении в 1978 году планов ликвидации болгарского диссидента Георгия Маркова рассматривались несколько вариантов: использование отравленного геля, отравление еды и выстрел отравленной дробинкой. Один из вариантов предполагал нанесение ядовитого геля на ручку двери автомобиля Маркова, но этот план был отвергнут, поскольку за ручку мог взяться не тот человек, и Марков тогда был бы предупрежден об опасности.
Затем выяснилось, что Марков планирует отдохнуть на морском курорте в Италии, и тогда был составлен план, по которому на пляже с ним должен был столкнуться человек и намазать его ядовитым гелем. Однако и этот план не был реализован, потому что погода была плохая и Марков не ходил купаться. Тогда в КГБ прибегли к третьему варианту: отравленная рицином пулька, которой выстрелили Маркову в ногу, когда он шел по мосту Ватерлоо.
История "Камеры", или 12-й лаборатории, полна случаев, когда КГБ прибегал к самым загадочным и неопределимым ядам. Перебежчик Николай Хохлов был отравлен радиоактивным таллием, добавленным в его чашку кофе, когда он присутствовал на приеме в Германии в 1955 году. Хохлов выжил.
Друзья, дежурившие у постели Литвиненко, опасались, что его враги разработали новый яд, чтобы отравить его. Они говорят, что эксперты перебрали все известные им отравляющие вещества, но оказалось, что врачи никогда не сталкивались с подобным случаем.