Проблемы имиджа нередко тормозят инвестиции, необходимые для финансирования глобальной экспансии российских металлургических компаний
Российские металлургические компании пытаются застолбить за собой господствующие позиции на глобальном рынке, но им предстоит тяжелая битва за новых инвесторов, которые помогли бы финансировать эту амбициозную экспансию.
За последние 18 месяцев пять крупнейших производителей стали либо начали первичное размещение акций, либо объявили о планах это сделать. В их число входят Evraz Group SA, которая на прошлой неделе сообщила, что договорилась о покупке Oregon Steel Mills Inc. за 2,3 млрд долларов, и "Северсталь", которой не удалось купить европейского производителя стали, компанию Arcelor SA. Производитель алюминия "Русал", недавно поглотивший своего российского собрата, также планирует предложение акций в ближайшие 18 месяцев.
Вместо того чтобы вызвать бурную деловую активность, шквал IPO оставил некоторых инвесторов равнодушными. Брайан Хикс, один из руководителей Фонда глобальных ресурсов размером 1,2 млрд долларов в U.S. Global Investors, имеет пакеты крупнейших в России никелевой и газовой компаний. Но он сказал, что не лезет в стальную отрасль, так как хочет, чтобы сначала выявились победители. "Мы хотим иметь дело с компаниями, которые считаем связанными с Кремлем, а не брать на себя риск с более мелкими компаниями, не имеющими такого преимущества".
Еще одно опасение. Во многих российских компаниях доминирующий пакет акций до сих пор принадлежит одному владельцу, вызывая сомнение в том, что нефтяных магнатов интересует увеличение стоимости для всех акционеров, а не строительство империи. Реакция инвесторов на договоренность Evraz с Oregon прохладна из-за опасения, что российская компания переплачивает.
"Всегда есть опасность конфликта между владельцем-олигархом и его западными миноритарными акционерами, - заявил Иан Хэйг, партнер зарегистрированного в Нью-Йорке Firebird Management LLC, имеющего российские акции общей стоимостью 1 млрд долларов. - В России она пропорциональна территории". В результате инвесторы, вкладывающие средства в развивающиеся рынки, проявляют больше интереса к бразильским, китайским и индийским компаниям.
Генеральный директор "Русала" Александр Булыгин недавно беседовал с корреспондентом Wall Street Journal Полом Глэйдером о стратегии компании и тенденциях в алюминиевой отрасли. Стальные компании на мировом уровне переживают возрождение, прежде всего благодаря сильному мировому экономическому спросу, особенно в таких развивающихся регионах, как Китай, и в переживающих бум отраслях, которым нужна сталь, например в разведке нефти. Несколько американских компаний выбраны новыми гигантами развивающихся рынков в качестве объектов для приобретения. Российские компании, которым Москва разрешила действовать на глобальном уровне, пытаются не упустить момент для приобретений, в то время как в отрасли идет консолидация. Но, чтобы сделать это, им необходимо поднять свой престиж на Западе, где российские компании до сих пор часто сталкиваются с проблемами имиджа. Популярным способом улучшить репутацию и сделать свое имя более привычным за границей стали IPO.
Некоторые западные инвесторы считают цену российских компаний завышенной. Их также беспокоит политическая неопределенность, так как второй срок российского президента Владимира Путина близится к концу в 2008 году. Хотя тот, кого Путин назовет преемником, практически наверняка победит, кое-кто опасается, что напряженность в Кремле может вызвать потрясения в российском бизнесе.
Некоторые российские промышленные чиновники считают, что компании сильно недооценивают на рынке из-за дурной славы, обусловленной отсутствием прозрачности их структуры собственников и операций, - репутации, которую некоторые металлические фирмы пытаются изменить. "Нам нужно время, чтобы люди избавились от стереотипов", - говорит генеральный директор "Русала" Александр Булыгин.
Успехи россиян в убеждении глобальных инвесторов носят эпизодический характер. Российская стальная и угольная компания "Мечел", контролируемая миллиардером Игорем Зюзиным, зарегистрировалась на Нью-Йоркской бирже в октябре 2004 года. Цена ее акции началась с 21 доллара, достигла 36,95 доллара, а затем упала до 18,59 доллара, несмотря на стратегические приобретения угольных шахт. В среду в Нью-Йорке "Мечел" закрылся на 22,77 доллара. (В четверг американские биржи были закрыты.)
Начатое в ноябре на Лондонской бирже IPO 9% акций "Северстали" принесло 1 млрд долларов и довело рыночную капитализацию компании до 12,7 млрд долларов, сделав ее одной из крупнейших российских компаний, котируемых в последние месяцы. Но это было меньше, чем ожидали компания и банкиры. В первый день торгов ее акции показали плохие результаты, закрывшись на 11,65 доллара, что на 6,8% ниже цены предложения. Вчера они закрылись на отметке 11,50, то есть упали на 1,3%. Миллиардер Алексей Мордашов, которому до сих пор принадлежит 90% "Северстали", заявил, что может увеличить листинг компании до 25% ее акций.
"Северсталь" была четвертым российским производителем стали, добивающимся регистрации на Западе, за последние три года. Акции Evraz и "Новолипецкой стали", которыми торгуют в Лондоне, после размещения выросли, хотя в последнее время неустойчивы. Тем временем американские производители стали, такие как U.S. Steel Corp. из Питтсбурга и Nucor Corp. из Шарлотты, Северная Каролина, наблюдают рост своих акций за счет сильного спроса, увеличения прибылей и ожиданий дальнейшей консолидации отрасли.
Evraz, где с этого года 41% принадлежит Millhouse Capital живущего в Лондоне российского миллиардера Романа Абрамовича, говорит, что хочет уменьшить его пакет, чтобы укрепить доверие инвесторов. Группа планирует увеличить свое размещение с 15,2 до 25% в ближайшие два-три года, уменьшив долю Абрамовича менее чем до трети.
Другие крупные российские производители стали контролируются их владельцами. Компания "Магнитогорский металлургический комбинат", контролируемая Виктором Рашниковым, планирует разместить свои акции на бирже в первом полугодии 2007 года.
Из всех российских компаний, готовящихся выйти на рынок, самого сильного всплеска ожидают от производителя алюминия "Русала". Недавние приобретения дают компании почти 100% алюминиевого производства бывшего СССР. Его производство стоит вровень с производством американских гигантов Alcoa Inc. и Alcan Inc.
Генеральный директор Булыгин заявил в недавнем интервью, что компания планирует вырасти вдвое за ближайшие пять лет. "Мы хотим производить впечатление", - говорит он. Он считает, что российские компании находятся на начальном этапе, но быстро добиваются прогресса в совершенствовании управления.
Кое-кто на Западе с этим согласен.
"Вы увидите умных инвесторов, которые готовы пойти на риск", - заявил Уэйн Этвелл, аналитик металлургической отрасли и консультант компании North Street Capital в Гринвиче, Коннектикут. По его мнению, потенциал бизнеса настолько велик, а стоимость труда и энергии настолько мала для многих российских компаний, что в итоге это притянет к ним инвесторов. "Будет период несварения, но в конце концов люди обратятся к этим названиям".