Нам нужна глобальная программа поддержки разоружения и усиления международной безопасности
В британской The Guardian появилась программная статья генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. В ней он предлагает ряд мер, которые, по его мнению, приблизят нас к безъядерному миру, идеалу высшего порядка.
Генсек ООН поясняет, что этот вопрос его интересует и с личной точки зрения: Южная Корея, его родина, пережила кровопролитную войну и не раз сталкивалась с угрозой оружия массового уничтожения. Но эти проблемы не уникальны лишь в азиатском регионе, пишет он.
К сожалению, отмечает Пан Ги Мун, несмотря на то, что многие годы действует Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), разоружение все еще представляется несбыточной перспективой. Слишком многие государства (в частности КНДР и Иран) воспринимают это оружие как символ могущества или средство сдерживания. На данный момент в мире насчитывается 26 тысяч боеголовок.
Безусловно, как пишет генсек ООН, путь разоружения весьма сложен. Однако велики и очевидные его плюсы. Так, по данным исследователей, только в прошлом году совокупные затраты на оборону на нашей планете составили 1,3 трлн долларов. А по данным опубликованного 10 лет назад исследования Института Брукингса, только ядерный арсенал США и его поддержание в боеготовности стоит более 5,8 трлн долларов.
Отдавая должное ряду уже существующих предложений в этой области, Пан Ги Мун предлагает собственный план, состоящий из пяти пунктов.
1. Генсек ООН призывает всех участников ДНЯО, в особенности страны, располагающие ядерным оружием, выполнить свои обязательства по этому договору и начать переговоры по принятию эффективных мер, которые бы привели к ядерному разоружению. В качестве отправной точки для переговоров предлагается уже разосланная всем участникам черновая версия такого соглашения. Также отмечается, что мир с удовлетворением бы воспринял возобновление переговоров между США и Россией, направленных на сокращение их арсеналов.
2. Постоянные члены Совета Безопасности ООН должны начать переговоры по вопросам безопасности в ходе общего переговорного процесса по разоружению. В частности, они могли бы недвусмысленно дать понять неядерным государствам, что в их отношении не будет применяться ни ядерное оружие, ни угроза его использования. Совет Безопасности также мог бы созвать отдельный саммит по вопросам разоружения.
3. Односторонний мораторий на ядерные испытания и производство ядерного топлива не отвечает в полной мере вызовам сегодняшнего дня. Необходимо подписать новый полноценный договор по запрету ядерных испытаний. А конференция по разоружению могла бы начать свою деятельность с подписания соглашений по ядерному топливу без каких-либо предварительных условий. Также положительным могло бы быть создание безъядерных зон в Центральной Азии и Африке и особенно на Ближнем Востоке.
4. Ядерные державы часто предпринимают шаги в этом направлении, отмечает Пан Ги Мун, но о них редко становится известно широкой общественности. Поэтому генсек ООН предлагает направлять подобные материалы в Секретариат ООН. Большая открытость будет лишь благоприятствовать процессу разоружения.
5. Также необходимо принять ряд дополнительных мер, в том числе: уничтожение других типов оружия массового уничтожения, борьба с терроризмом в этой связи, ограничение производства и продажи обычного вооружения, запрет производства нового оружия, включая ракеты и космическое оружие.
Эти предложения, резюмирует Пан Ги Мун, станут не только отправной точкой переговорного процесса по разоружению, но также помогут усилить мировую систему безопасности.