Европе нужны реальные дела, а не мирный консенсус, уверяет в своей статье в The Financial Times Питер Мендельсон, министр бизнеса Великобритании. "Падение Берлинской стены стало не только вехой европейской истории, но и началом заката глобального влияния Европы", - пишет он, ссылаясь на усиление стран Азии и Латинской Америки.
ЕС следует либо обзавестись инструментами влияния на глобальную политику, либо смириться с тем, что тон будут задавать Азия и Америка. "Успешность нашего влияния на грядущие дебаты о климатических изменениях, реформе финансовых рынков, глобальной торговле и принципах международного регулирования экономики зависит от характера и согласованности общих позиций руководств европейских стран", - пишет автор.
Однако влиятельность Европы неизбежно зависима от ее экономической мощи. В ближайшем десятилетии ЕС придется конкурировать с развивающимися экономиками, а также снизить выбросы парниковых газов и создать десятки миллионов рабочих мест. Страны-конкуренты воспользуются любыми отклонениями ЕС от принципа открытого рынка, чтобы оправдать закрытие собственных рынков или субсидирование промышленности, подчеркивает автор. Поэтому стратегия развития ЕС очень важна.
Председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозу следует сформировать новую команду комиссаров, способных бороться и реформировать, а не просто стремиться к консенсусу: "в большинстве случаев европейский консенсус тяготеет к наименьшему общему знаменателю". Однако даже у самых ярких лидеров в Брюсселе будут связаны руки, пока государства-члены ЕС не осознают важность своих общеевропейских, а не только национальных интересов, предостерегает автор.