Многие российские дипломаты удивлены тем, что в Вашингтоне курс на "перезагрузку" часто воспринимается либо как грандиозное достижение, либо как колоссальная уступка, сделанная Соединенными Штатами России, пишет в статье для The National Interest профессор МГИМО Андраник Мигранян, ныне директор Institute for Democracy and Cooperation в Нью-Йорке.
Американцы удивляются, что Россия не следует слепо за США, например, в отношениях с Ираном. Со своей стороны, "россияне не склонны недооценивать улучшение отношений с США, но при этом не желают ставить его слишком высоко. Более того, Россия считает, что "перезагрузка" подтолкнула ее пойти на важные уступки Соединенным Штатам: компромисс по Ливии, помощь войскам коалиции в Афганистане, давление на Иран", - говорится в статье. Для российской стороны "перезагрузка" - попытка вести нормальный диалог и площадка, на которой могут быть выслушаны мнения обеих сторон.
Далее Мигранян высказывает свои соображения. "Во-первых: позицию России в отношении Ирана мы должны воспринимать как данность", - пишет он. Россия неоднократно возражала против появления ядерного оружия у Ирана. Против ужесточения санкций в отношении Ирана Россия выступает, ссылаясь на недавний прецедент: Россия "не наложила вето на боевые действия против Ливии, но эти действия переросли в смену режима и гражданскую войну". Россия не хочет дестабилизации Ирана, с которым она граничит.
"Во-вторых, не стоит изображать "перезагрузку" как одолжение, которое США делают России, а СНВ-3 - как подарок Америки", - призывает Мигранян. Для российской стороны эти шаги - попытка нормализации отношений. В свою очередь, главный противник СНВ-3, сенатор Кайл, говорит, что выступал против договора не потому, будто не одобряет налаживания отношений с Россией, а с целью выбить дополнительные средства на модернизацию ядерного арсенала. "Американцам не следует сворачивать сотрудничество, чтобы проучить Россию, ведь в таком случае проиграет сам Вашингтон", - полагает Мигранян.
Отмена размещения ПРО в Чехии и Польше тоже не является уступкой в отношении России, вопреки мнению некоторых американских комментаторов. Теперь элементы ПРО планируется разместить на кораблях в районе Испании, а также в Румынии и Турции, напоминает автор. НАТО отказывается предоставить письменные гарантии ненаправленности ПРО США против России. "В этой сфере особой "перезагрузки" нет", - заключает Мигранян.
По поводу ситуации, сложившейся после войны с Грузией, Мигранян отмечает, что Абхазия и Южная Осетия никогда не желали входить в состав Грузии. "В Грузию они были включены по "сталинской" конституции СССР, а затем, еще до распада СССР, проголосовали за свою независимость от Грузии", - пишет автор. По мнению политолога, Абхазию и Южную Осетию ошибочно считать "протекторатами, полностью зависимыми от России": там проводятся состязательные выборы, выборные государственные деятели "не являются лакеями, которых Кремль "помазал на царство", по выражению автора. Российские войска размещены там "в соответствии с соглашениями, аналогичными тому, которое узаконивает присутствие войск НАТО в Косово". Утверждение, будто Россия оккупирует грузинскую территорию, безосновательно, убежден Мигранян. Вдобавок он полагает, что малочисленные российские силы в Закавказье нельзя сравнивать с военными базами США, "выросшими, как грибы, на всей планете".
Россия и США могут отыскать много сфер для сотрудничества, если искренне того пожелают. "Возможно, после выборов "перезагрузку" удастся "перезагрузить", - заключает Мигранян.